Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Бараненко Владимир Яковлевич

Бараненко Владимир Яковлевич

Родился 13 августа 1923 году в селении Кербутовка, ныне Борзнянского района Черниговской области, в семье крестьянина. Затем семья перебралась в Хасавюрт, где Бараненко закончил среднюю школу № 1. Любовь к небу привела его в Махачкалинский аэроклуб, где он учился летать. В 1941 году, прибавив себе год, уходит в Красную Армию. Его направляют в Краснодарскую военно - авиационную школу пилотов, которую он успешно заканчивает в 1942 году.

Боевая биография началась весной 1943 года на Южном фронте. Ежедневно совершает вылеты на самолёте Ил-2 на штурмовку техники и живой силы противника. Затем часть перебрасывают на Ленинградский фронт.

К маю 1945 года заместитель командира эскадрильи 947-го штурмового авиационного полка  ( 289-я штурмовая авиационная дивизия, 7-й штурмовой авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Ленинградский фронт )  старший лейтенант В. Я. Бараненко совершил более 128 успешных боевых вылетов, уничтожив при этом 23 танка, 8 штурмовых орудий, 85 автомашин, 7 складов с боеприпасами, много другой боевой техники и живой силы противника.

15 мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После окончания войны продолжал службу в ВВС. В 1947 году окончил Краснодарскую высшую офицерскую школу штурманов ВВС. С 1953 года капитан В. Я. Бараненко - в запасе. Жил в Краснодаре. Умер 22 июня 1975 года. Его именем названа одна из улиц Хасавюрта.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 2-й степени; медалями.

*     *     *

По улице Красной шли праздничные Первомайские колонны. Гремели духовые оркестры, заглушая гул взволнованной и радостной толпы, лихо отплясывали под баян танцоры, лились праздничные песни. Краснодар в алых флагах сверкал чистотой улиц, залитых солнцем, шумел радостью демонстрантов, ласкал взоры людей зазеленевшими деревьями...

А в конце следующего месяца, в июне 1941 года, курсанты Краснодарской военной авиационной школы пилотов смотрели на колонны добровольцев - кубанцев, уходящих на фронт. Будущие солдаты шли с вещмешками, в гражданской одежде. Одни шагали задумчиво и сосредоточенно, другие, разговаривали, обращались к курсантам - пилотам:

- Скорей кончайте учебу, а то мы разобьём фашистов и вам не достанется !

Пришла война. Но ещё многие не отдавали себе отчёта, что принесёт она с собой, каких жертв и напряжения всей страны потребуется, чтобы выстоять перед фашистскими полчищами. Колонны призывников всё шли и шли. Грузились в эшелоны...

Среди курсантов - пилотов Краснодарской военной авиационной школы был и будущий лётчик - штурмовик Владимир Бараненко. Накануне войны Махачкалинский аэроклуб произвёл несколько выпусков пилотов для лётных школ и училищ ВВС. Около 70 юношей из Дагестана двумя группами прибыли в Краснодар и начали учёбу. Уже закончена часть теоретических предметов, сданы зачёты по уставам РККА, принята военная присяга... На этом и кончилась мирная учеба для воспитанников Махачкалинского аэроклуба - Владимира Бараненко и его друзей - Барсукова, Аминева, Атарщикова, Касимова, Коваленко и многих других.

Разъехались курсанты по эскадрильям в разные станицы Кубани, где были аэродромы, для прохождения дальнейшей тренировки на учебных и боевых самолётах. Война шла, а они только приступали к освоению сложной авиационной техники. Когда им придётся вступить в настоящий воздушный бой ?

Перед командирами и инструкторами школы стояла большая задача - подготовить этих юношей, рвущихся на фронт, к трудной и сложной профессии лётчика, вырастить новое пополнение авиаторов, таких, чтобы они не только выстояли в боях, но и пронесли победное знамя до конца войны. О своих командирах в тот период Владимир Бараненко рассказывает так:

- Начальника школы полковника Душутина мы, курсанты, называли душа - человек. Мой командир звена Ермаков был волевым, талантливым лётчиком, умным учителем. Это он вселил в меня уверенность, что я могу стать настоящим лётчиком. А пожалуй, больше всех пришлось поработать с нами, курсантами, школьному инструктору Батухтину - молодому тогда человеку, но уже опытному лётчику. Из этой школы я вышел не только лётчиком, но и подготовленным воином Советской Армии. Добрым словом вспоминал я потом своих краснодарских учителей в трудную пору фронтовых будней.

После школы нас направили в запасной авиационный полк, затем в учебно - тренировочный. Группы лётчиков - истребителей оказались там переполненными. А нам хотелось скорее в бой. Я и несколько моих товарищей решили переучиться на штурмовик Ил-2, который отлично зарекомендовал себя на фронте и стал грозой фашистских оккупантов.

Свои боевые полеты Владимир Бараненко начал в марте 1943 года. К этому времени ему исполнилось 20 лет.

- Нас, лётчиков, молодёжь обычно спрашивает о первом боевом вылете, каким он был ?   Первый боевой вылет - это первый экзамен для молодого лётчика. Экзамен по всему тому, что он освоил в аэроклубе, лётной школе и запасном полку. И я выдержал его, хотя пришлось начинать боевую работу в сложной и тяжёлой обстановке на Южном фронте, ломая оборону немцев на неприступном, по их расчётам, "Миус - фронте".

Мы в тот день штурмовали живую силу и технику противника и нанесли врагу большой урон.

... Война бросала Владимира Бараненко и его друзей с одного фронта на другой. Он дрался на Южном, Ленинградском и Прибалтийских фронтах. Штурмовал фашистов в районах Донбасса, Мелитополя, Никополя, Крыма, Севастополя и советской Прибалтики.

В июле 1943 года наша разведка обнаружила в районе балки Ольховчик до 40 фашистских танков. Это была танковая группа дивизии "Мёртвая голова". Лейтенанту Бараненко в группе штурмовиков Ил-2 было приказано нанести удар. Штурмовики поднялись в воздух и пошли к цели. Над линией фронта группа была атакована 4 истребителями противника. Наши лётчики теснее сомкнули боевой порядок и, отвечая истребителям врага массированным огнём, приблизились к месту сосредоточения танков. Но здесь их встретила сплошная стена зенитного огня. Внизу, в балке, виднелись рассредоточенные фашистские танки.

- Цель под нами ! - передал ведущий, и лётчики, умело маневрируя, сбросили свой бомбовой груз на цель. Штурмовка продолжалась 15 минут. Лейтенант Бараненко в этом бою прямым попаданием бомб уничтожил 2 танка противника. Атака врагов была сорвана. Все лётчики, участвовавшие в этом полёте, получили благодарность Командующего войсками фронта - маршала Советского Союза Толбухина.

С танковой дивизией "Мёртвая голова" события военных лет вновь столкнули молодого летчика в августе 1943 года. После своего неудавшегося наступления на Орловско - Курском направлении немцы пытались восстановить положение, перебрасывая сюда силы, в том числе и дивизию "Мёртвая голова". На неё они возлагали большие надежды. Перед нашими лётчиками была поставлена задача: обнаружить колонну, штурмовать её и тем самым задержать её переброску к линии фронта.

Успех задания решила внезапность. Штурмовики шли на бреющем полёте. Высота не превышала 15 - 20 метров. Танковая колонна была найдена в районе станции Харцизск. Оценив обстановку, лейтенант Бараненко вслед за ведущим начал атаку. Его бомбы накрыли головную машину колонны. Движение танков было приостановлено. Немецкие танкисты открыли огонь. Он был настолько сильным, что многие штурмовики получили повреждения. У самолёта Бараненко были пробиты обе плоскости, но он продолжал выполнять задание.

Все внимание он сосредоточил на подавлении вражеских зенитных точек, мешавших штурмовикам. Метким пушечно - пулемётным огнём разбил 2 зенитных орудия врага.

За 18 минут, пока длилась эта штурмовка, лётчики сделали несколько заходов на цель. Когда они уходили, на поле чёрными факелами горело 11 вражеских танков, 2 из них уничтожил Бараненко.

Самолёт Бараненко был изрешечён вражеским огнём, но он сумел довести его до своего аэродрома и посадить.

В годы Великой Отечественной войны нашим лётчикам приходилось работать в сложных метеорологических условиях. В один из дней сплошная облачность затянула небо. Низко, до 50 - 100 метров, опустилась их нижняя кромка. Это делало работу штурмовиков особенно опасной: на участке фронта, где действовали "Ильюшины", было сконцентрировано много зенитной артиллерии врага. Но группа "Илов" вышла к цели точно. Лейтенант Бараненко первым увидел под собой танки врага, прорвавшиеся к деревне Днепровка. Рискуя быть сбитым заградительным огнём вражеских зениток - "эрликонов", он зашёл на цель и с высоты 70 - 100 метров сбросил смертоносный груз. Расчёт и удар были исключительно точными: 3 танка врага запылали. Уцелевшие вражеские машины повернули обратно...

Возвращаясь, лётчики видели, как пехотинцы, радостно приветствуя их, махали руками. За этой штурмовкой наблюдал Командующий воздушной армией генерал - полковник авиации Хрюкин. Весь состав группы был награждён орденами Красного Знамени.

На Днепре, в районе деревни Большая Аепетиха, немцы построили переправу, по которой подвозились продовольствие и боеприпасы для войск, удерживающих Никопольский плацдарм. Переправа проходила под водой на глубине до полуметра и поэтому обнаружить её было очень трудно. Владимиру Бараненко в составе группы из 6 самолётов было приказано уничтожить переправу. Полёт проходил в крайне тяжёлых условиях - при плохой видимости и сильном снегопаде. Переправу враг охранял сильным зенитным огнём. Но наши лётчики сумели пробиться к цели. Перед Бараненко стояла задача: подавить зенитные точки противника и тем самым обеспечить группе возможность нанести точный удар по переправе. Восемь раз пикировал Бараненко на зенитки врага, подавляя их огонь, а группа в это время бомбила переправу. Задание командования было выполнено - переправа перестала существовать.

Фронтовые подвиги лётчика Владимира Бараненко говорят о его героизме, мужестве и мастерстве. В составе группы он вылетел на уничтожение отступающих колонн противника в районе станции Ишунь. При перелете линии фронта наши штурмовики встретили 16 вражеских бомбардировщиков под прикрытием истребителей. Вслед за своим ведущим Героем Советского Союза капитаном Колесниковым лейтенант Бараненко врезался в строй бомбардировщиков и первой очередью зажёг одного из них. Боевой порядок самолётов врага был расстроен, и они в панике начали уходить на свою территорию. А наши "Илы" снизились до бреющего полёта, выскочили на Ишунь и начали штурмовку колонны противника из 80 машин. Лейтенант Бараненко в этом полёте уничтожил 6 автомашин и до 40 солдат и офицеров врага.

Вот ещё один эпизод. Однажды Бараненко вылетел на штурмовку аэродрома противника, что был на мысе Херсонес. Надо было разрушить лётное поле, вывести из строя материальную часть. Бараненко, как лучшему лётчику, была поставлена задача: подавить зенитные точки врага. За 6 минут до подхода к цели перед лётчиками поднялась непроницаемая стена зенитных разрывов. Подвергаясь смертельной опасности, лётчики пробились к цели. В этом полёте Бараненко, пренебрегая опасностью, подавил огонь 4-х зенитных батарей, обеспечил работу остальных экипажей. Отходя от цели последним, он снайперской очередью зажёг бомбардировщик Ju-87.

Через несколько дней, когда группа "Илов" наносила бомбово - штурмовой удар по Северной бухте Севастополя, где находились склады с продовольствием и боеприпасами, ведущий самолёт был подбит. Бараненко взял командование группой на себя. Управляя группой по радио, пробился к цели и прямым попаданием бомб взорвал склад с боеприпасами. Позже в бухте Казачьей он потопил баржу с солдатами и офицерами противника.

128 вылетов на штурмовку противника совершил Бараненко, и каждый его вылет - подвиг. Представляя лётчика к высшей награде Родины - званию Героя Советского Союза, командир 947-го Севастопольского штурмового авиационного полка Герой Советского Союза подполковник Рябчевский писал:

"Лейтенант Бараненко - мастер штурмового удара, отличный воздушный боец и бомбардировщик, имеющий особенно большой опыт по истреблению танков и самоходных орудий. Радист первого класса, полностью использующий радио над полем боя и в воздушном бою. Он бьёт врага смело, решительно, бесстрашно и наверняка. Лейтенант Бараненко - воздушный снайпер".

Более 50 танков и самоходных орудий, 4 самолёта на аэродромах и 1 в воздухе, 65 автомашин, 3 паровоза, 23 вагона с грузами, 4 баржи уничтожил экипаж самолёта Ил-2, который пилотировал отважный лётчик.

Даже спустя много лет после окончания Отечественной войны, гитлеровские теоретики "блицкрига" пожимают плечами: почему захлебнулись атаки их танковых армий на полях России ?   И невдомёк им до сих пор, что в строю героев были тысячи истребителей танков, таких, как наш земляк Владимир Бараненко.

Автор статьи - подполковник Вениамин Шустов.

( Из сборника - "Отважные сыны гор". Дагестанское книжное издательство. Махачкала, 1968 год. )

Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © fightersky.ru