Главная | Источники | 

HSU

Балясников Алексей Иванович

А.И.Балясников

Родился 4 Февраля 1920 года в селе Новиково, ныне Староюрьевского района Тамбовской области, в семье рабочего. Окончил неполную среднюю школу, затем фабрично - заводское училище речников. Работал рулевым пассажирского теплохода Московского речного пароходства. С 1939 года в рядах Красной Армии, в том же году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

С началом Великой Отечественной войны - на фронте. По Август 1941 года служил в 255-м ИАП; по Август 1942 года - в 254-м ИАП; с Ноября 1942 года по Май 1944 года - в 437-м ИАП  ( 113-м ГвИАП ); по Май 1945 года - в 239-м ИАП  ( 181-м ГвИАП ); в период с 10.12.1944 по 27.02.1945 гг. находился в распоряжении командира Полтавской ВАШП.

К Октябрю 1944 года командир эскадрильи 181-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 15-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 10-й истребительный авиационный корпус, 8-я Воздушная Армия, 4-й Украинский фронт )  Гвардии капитан А. И. Балясников совершил 580 успешных боевых вылетов, провёл 145 воздушных боёв, в которых лично сбил 16 самолётов противника и 5 в составе группы, уничтожил 8 аэростатов - корректировщиков.

23 Февраля 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В Декабре 1945 года уволился в запас. Работал лётчиком в системе гидрометеослужбы и Гражданского Воздушного Флота, был заместителем директора Малинского лесотехнического техникума Житомирской области. Последние годы жил в Киеве. Умер 4 Марта 1986 года.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), медалями.

*     *     *

В середине Января 1943 года советские войска находились в 40 км от Ростова, а 1-я танковая армия вермахта, отступавшая с Кавказа, - в 300 км. В связи с этим гитлеровцы непрерывно усиливали Ростовский плацдарм, чтобы не допустить 2-ю Гвардейскую армию в Ростов и прикрыть с севера отход своих войск.

В эти напряжённые дни в одном из вылетов на сопровождение штурмовиков в районе Орловская, Пролетарская шестёрка Ла-5, возглавляемая командиром эскадрильи В. Ф. Мистюком, успешно выполнила задачу. В воздушном бою с 12 Ме-109 лётчики В. Мистюк, И. Чурилов и А. Балясников сбили по одному самолёту и по приказанию произвели посадку на новый аэродром в районе станции Семичная для дозаправки.

В середине Февраля после упорных боёв войска фронта овладели Ростовом-на-Дону, Новочеркасском, Шахтами, Матвеевым Курганом. Насколько тяжёлыми и упорными были воздушные бои, видно из действий частей дивизии 22 Февраля. В течение дня истребители соединения, прикрывая поле боя, перехватили 14 групп фашистских бомбардировщиков, рассеяли их и не допустили нанесения ударов по советским войскам. В ожесточённых схватках противник потерял 19 самолётов. Достойными победами встретили авиаторы дивизии 25-ю годовщину Советской Армии.

Высокое боевое мастерство при выполнении боевого задания проявили лётчики С. М. Петухов, П. А. Гнидо, А. Н. Маснев, А. А. Губанов, А. Н. Столбов, Н. В. Бродников, В. С. Прохоров, А. И. Балясников, З. Т. Бондарев, В. Н. Орлов, М. Г. Шаповалов.

Весной 1943 года по приказу командующего ВВС Красной Армии Маршала авиации А. А. Новикова была создана специальная группа истребителей из 13-го и 437-го авиационных полков 201-й авиационной дивизии, которая 19 и 20 Апреля перелетела на грунтовый аэродром в районе Геленджика и приступила к выполнению специальных задач - прикрывала наземные войска на Малой земле, штаб 18-й армии, находившийся в Марьиной Роще, и порт Геленджик, из которого шло почти всё снабжение десантных войск на плацдарме Мысхако; сопровождала штурмовиков, наносивших бомбовые удары по противнику в районе Новороссийска; охраняла транспортные суда на переходе морем от Геленджика до Мысхако и обратно. Кроме того, она совместно с авиацией Черноморского флота перехватывала бомбардировщики противника, вылетавшие с аэродромов Крыма.

Советские летчики дали клятву, что ни одна бомба врага не упадёт на героических защитников Малой земли. И эту клятву они сдержали. За 20 и 21 Апреля лётчики специальной группы 201-й дивизии произвели с аэродрома Геленджик сотни боевых вылетов, провели 32 воздушных боя. В результате было уничтожено 28 и подбито 11 самолётов противника.

Хорошо летали и мужественно дрались Алексей Балясников и Виктор Орлов. 20 Апреля 1943 года они вылетели на разведку переднего края обороны немецких войск в районе станицы Крымской. Выполнив задание и возвращаясь домой, заметили группу бомбардировщиков, летевших на бомбежку переднего края наших наземных войск. Пропустить вражеские самолёты - значит подвергнуть наши войска бомбовому удару. И отважные соколы остановили врага, сбив в короткой воздушной схватке 3 самолёта противника. Остальные, беспорядочно сбросив бомбы в поле, поспешно удрали.

Под вечер 21 Апреля Младший лейтенант Алексей Балясников вновь добился блестящих результатов. Командуя четвёркой самолётов Ла-5, он вступил в бой с 6 истребителями врага, сбил один из них и вынудил фашистов покинуть поле боя. Так кончился этот напряжённый боевой день, в течение которого в 7 групповых воздушных боях было сбито 18 самолётов врага.

В течение 3 - 6 Августа 1943 года лётчики 201-й ИАД произвели 768 боевых вылетов и сбили 66 самолётов противника. В воздушных боях в эти дни отличились многие лётчики дивизии, сбив по 2 - 3 вражеских самолёта. Вот имена героев: П. И. Наумов, И. В. Новожилов, С. М. Петухов, В. Д. Ермаков, В. Д. Ерохин, Н. Ф. Фролов, В. А. Рогожин, М. С. Чабров, А. В. Калмыков, И. Г. Медведев, Я. А. Мурашкин, А. И. Балясников, К. П. Фомичёв и другие.

16 и 17 августа к югу от Богодухова продолжалась напряжённая борьба. Ценой больших потерь танковым дивизиям фашистов удалось потеснить ослабленные в боях соединения 1-й танковой и 6-й гвардейской армий и вновь овладеть железной дорогой "Харьков - Полтава". Однако их дальнейшее продвижение было остановлено.

Наступление на Ахтырском направлении немцы начали утром 18 Августа после сильной артиллерийской подготовки и массированных налётов бомбардировочной авиации. Используя численное превосходство в танках, они в первый день сумели продвинуться в полосе 27-й армии на узком участке, фронта на глубину до 24 км. Вскоре навстречу прорвавшемуся противнику были брошены подходившие соединения 4-й Гвардейской армии из резерва Ставки. Враг перешёл к обороне и спустя несколько дней был разгромлен.

С 18 Августа 10-й истребительный авиационный корпус выполнял боевую задачу на Ахтырском направлении, прикрывая с воздуха боевые порядки соединений 4-й гвардейской и 27-й армий, обеспечивая действия частей 5-го штурмового авиационного корпуса. Воздушные бои носили исключительно ожесточённый характер.

Утром 18 Августа с аэродрома взмыла в небо шестёрка Ла-5 под командованием Капитана В. Н. Орлова и была наведена на 100 бомбардировщиков Ju-87, летевших без истребителей прикрытия. Сближение и атака слились в короткий разящий удар, в результате которого В. Н. Орлов, А. И. Балясников, И. Г. Медведев сбили по одному самолёту. Но фашистские лётчики продолжали прорываться к нашим войскам. "Лавочкины" умело сманеврировали и уже снизу сзади атаковали вторую группу Ju-87. Удар из пушек был удачен. Ещё 4 "Юнкерса" подожгли наши лётчики.

В это время успешно вели бой и другие истребители. Поднятые по тревоге, они дружно атаковали вражеские бомбардировщики с двух сторон и сбили 6 самолётов противника.

Решительные атаки советских лётчиков раскололи боевые порядки девяток "Юнкерсов", и их строй распался. Только и видели наши лётчики, как задымили двигатели вражеских самолётов, переведённые на форсированные режимы. Отставшие 2 "Юнкерса" советские истребители взяли в клещи и начали прижимать их к земле. Как ни старались немцы найти лазейку, как ни юлили, они всюду натыкались на огненные трассы 4 краснозвёздных истребителей под командованием Лейтенанта Рогожина. В конце концов 2 вражеских бомбардировщика были посажены на наш аэродром.

В этот день наши лётчики рассеяли 4 большие группы бомбардировщиков противника, не допустив их к намеченным целям, и сбили 14 самолётов.

Славная победа лётчиков полка быстро облетела авиационные полки корпуса. В части был проведён митинг и честь победителей. На 2-й день на страницах корпусной газеты "Крылатый богатырь" появилось подробное описание этих боёв.

Не секрет, что на войне главным видом боевого обеспечения является разведка. Командование без разведки слепо. Как оперативная разведка   ( на дальность 100 - 300 км ), так и тактическая  ( на дальность 30 - 60 км ), проводимая истребительной авиацией, занимала важное место в обеспечении боевых действий всех родов войск и существенно дополняла другие виды разведки.

Разведка осуществлялась отдельной истребительной авиационной эскадрильей корпуса, которая к этому времени получила богатый боевой опыт. В неё были подобраны лучшие лётчики. Им приходилось ежедневно выполнять по нескольку вылетов в районы, усиленно охраняемые зенитками и истребителями, и своевременно доставлять точные и достоверные сведения о противнике.

Так, 12 Октября 1943 года по заданию начальника штаба ВВС РККА Генерал - полковника авиации С. А. Худякова лётчики истребительной эскадрильи в течение дня совершили по 5 вылетов на воздушную разведку. Они обнаружили крупное сосредоточение танковых войск противника в районе Букринского плацдарма. Именно здесь предполагалось нанести фашистам удар с последующим освобождением Киева. Однако полученные разведданные внесли коррективы в планы командования фронта. Было приняло решение скрытно произвести перегруппировку войск на Лютежский плацдарм и с него нанести главный удар, а на Букринском плацдарме инсценировать ложное наступление.

За исключительно важные разведывательные данные Маршал Советского Союза Г. К. Жуков лётчикам А. Балясникову, Г. Боровикову, А. Железняку, М. Чаброву, С. Ясанису и М. Шевченко объявил благодарность.

Без точных и своевременных разведывательных данных, как известно, успеха не добиться. Поэтому лётчики вылетали на разведку ежедневно в любую погоду. Подготовка к полётам проводилась с особой тщательностью. Скрупулёзно изучались карта и расчётные данные маршрута полёта. Курсы полёта рассчитывались с высокой точностью, с учётом любых неожиданностей и по нескольким вариантам. Все необходимые данные наносились на полётную карту и маршрутную карточку. Это помогало лётчикам разведывательной эскадрильи успешно решать задачи любой сложности.

За точное выполнение боевых заданий эскадрилья неоднократно отмечалась командованием армии и фронта. Вот какую оценку эскадрилье дало командование 2-й Воздушной армии:

"Разведывательная эскадрилья 10-го истребительного авиационного корпуса РВГК в период со 2 Октября 1943 года по 10 Августа 1944 года произвела 2488 успешных самолёто - вылетов на разведку войск противника, доставив командованию Воздушной армии и фронта важные сведения о немецко - фашистских войсках. Эти разведданные помогали командованию своевременно вскрыть замысел противника и принять соответствующее решение... Разведывательная эскадрилья до сих пор продолжает быть лучшей во 2-й Воздушной армии".

А.И.Балясников

Много замечательных подвигов совершили отважные лётчики разведывательной эскадрильи Капитана А. И. Балясникова. На боевом пути от Белгорода до Праги они произвели 3528 разведывательных вылетов, 711 фотографирований. Сбросили на вражеские войска 2256 50-кг бомб, израсходовали 187 500 снарядов, уничтожили 1 115 автомашин и много другой техники. Сбили в воздушных боях 129 фашистских самолётов и 8 аэростатов - корректировщиков. Только Гвардейцы - разведчики Алексей Балясников и Борис Рогов сбили 41 самолёт противника.

Во главе эскадрильи стоял один из лучших разведчиков истребительной авиации Алексей Иванович Балясников.

25 Октября 1943 года самолёт Балясникова был подбит. На свой аэродром лётчик не вернулся. Весь личный состав части тяжело переживал эту утрату. Но 28 Октября Балясников возвращается !   Как выяснилось, он выпрыгнул с парашютом. Сильно обгорели руки, меньше пострадало лицо. Отважный воздушный боец снова был в боевом строю.

С полным напряжением сил работали наши воздушные разведчики - истребители, снабжая командование важными сведениями. Они держали под наблюдением ближние и дальние рубежи обороны противника, фиксируя малейшее изменение в ней.

В один из холодных, но ясных Февральских дней 1944 года Гвардии старший лейтенант А. Балясников во главе шестёрки "Лавочкиных" сопровождал группу "Илов", взявших курс на штурмовку передовых позиций врага. Вдали по курсу просматривался чистый горизонт, и тут Алексей услышал голос со станции наведения: "Навстречу идут "Юнкерсы", сопровождаемые истребителями !". Вражеская группа превосходила по численности. Только одних истребителей насчитывалось в 2 раза больше нашей шестёрки. Немецкие самолёты шли в тыл наших позиций. Там как раз сосредотачивались резервные части. Принять бой - значит подвергнуть себя и сопровождаемые "Ильюшины" большой опасности. А если не вступать в схватку с врагом ?   Тогда он нанесёт большой урон нашим войскам, погибнут сотни людей !   Этого Алексей допустить не мог. Решение - атаковать !

Приказав паре И. Медведева продолжать сопровождение штурмовиков, Балясников во главе четвёрки стремительно атакует и длинной очередью зажигает ведущий "Юнкерс". В это время по бомбардировщикам ударили ведомые. Ещё один самолёт врага, оставляя след чёрного дыма, резко пошёл к земле. Боевой порядок фашистов расстроен. Сорвав попытку врага бомбить наши позиции, четвёрка Балясникова догнала группу "Илов" и вместе с парой Медведева продолжала прикрывать их. Выполнив задание, все самолёты вернулись домой.

В начале Октября 1944 года группа истребителей 113-го Гвардейского истребительного полка, ведомая Старшим лейтенантом А. Балясниковым, встретила 30 "Юнкерсов", летевших бомбить передний край наших войск. По команде ведущего группа завязала воздушный бой. Первую победу одержал ведущий, сбив самолёт противника. Следуя примеру своего командира, лётчики уничтожают ещё 2 машины врага. Сбросив беспорядочно бомбовой груз на позицию своих войск, фашистские самолёты стали позорно удирать.

В конце Февраля 1945 года личный состав 113-го Гвардейского истребительного авиационного Карпатского полка чествовал одного из лучших воздушных бойцов - Алексея Балясникова. Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза. К этому времени отважный сокол совершил 600 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 16 самолётов противника лично и 5 - в группе с товарищами. На его счету и 8 сбитых аэростатов врага. За смелые разведывательные полёты он удостоен благодарности от Маршала Г. К. Жукова.

Алексей же справедливо разделял все награды со своим механиком Гумером Абдуловым, делавшим всё возможное для безотказной работы самолёта, на котором отважный командир эскадрильи громил ненавистного врага.

К концу войны Герой Советского Союза Гвардии капитан А. И. Балясников произвёл 620 боевых вылетов ( из них 507 - на разведку ), провёл 148 воздушных боёв.

После войны бывший командир разведывательной эскадрильи Герой Советского Союза А. И. Балясников проживал в Киеве.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана А. И. Балясникова:
( Из книги М. Ю. Быкова "Асы Великой Отечественной".  Изд. "ЯУЗА" - "ЭКСМО", 2007 г. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
115.05.1942 г.1  Hs-126  ( в паре - 1 / 2 )НепокрытоеИ-16, ЛаГГ-3, Ла-5.
216.05.1942 г.1  Hs-126  ( в группе - 1 / 3 )Даниловка
302.02.1943 г.1  FW-189  ( в группе - 1 / 4 )Зелёная Роща
421.04.1943 г.1  Ме-109Мысхако
508.05.1943 г.1  Ме-109зап. Крымская
603.08.1943 г.1  Ju-88юж. Готня
704.08.1943 г.1  "Шторх"Кулешовка
824.09.1943 г.1  Ju-87Великий Букрин
911.10.1943 г.1  Не-111Кагарлык
1014.10.1943 г.1  FW-190Краснополома
1123.10.1943 г.1  FW-189Бересняги
1224.10.1943 г.1  Ju-88Пий
1326.10.1943 г.1  Ju-88Грушево

      Всего сбитых самолётов - 16 + 5  [ 10 + 3 ];  боевых вылетов - 620;  воздушных боёв - 148.


Возврат

Н а з а д