Главная | Источники | 

HSU

Баленко Николай Филиппович

Н.Ф.Баленко.

Родился 6 Февраля 1921 года в селе Широкая Гребля, ныне Винницкого района Винницкой области, в семье крестьянина. В 1940 году окончил Винницкий техникум советской торговли. Работал товароведом. С 1941 года в Красной Армии. В 1943 году окончил Борисоглебскую авиационную школу пилотов.

С Ноября 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Марту 1945 года командир звена 6-го Гвардейского штурмового авиационного полка   ( 335-я штурмовая авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт )  Гвардии старший лейтенант Н. Ф. Баленко совершил 132 боевых вылета на разведку и штурмовку войск противника, нанёс ему большой урон в живой силе и технике. Сбил лично 2 самолёта противника и 2 в группе. 18 Августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1946 году окончил Краснодарскую высшую офицерскую авиационную школу штурманов. С 1955 года Гвардии подполковник Н. Ф. Баленко - в запасе. Жил в Краснодаре. Работал старшим товароведом. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени   ( трижды ), медалями.

*     *     *

Боевое братство !.. Ничто так крепко не связывает людей, как фронтовая служба, тяготы и лишения её, спаянная кровью дружба. Нередко боевых товарищей жизнь разбрасывает по самым дальним уголкам страны, но они неизменно остаются верны старой дружбе, и она с годами становится ещё крепче. И если где-то встречаются даже ранее незнакомые фронтовики, они быстро находят и общий язык, и общие интересы.

После того как смолкли залпы Великой Отечественной войны, многие её участники обосновались на кубанской земле. Бывший военный лётчик Николай Филиппович Баленко поселился в Краснодаре.

Я зашёл в Краснодарский техникум советской торговли, чтобы повидаться с Н. Ф. Баленко.

- Нет его, - ответила вахтёрша и, кивнув на соседнюю дверь, добавила: - Всё там...

В переполненном зале, у стола, покрытого зелёной скатертью, совершенно седой, среднего роста человек. На его пиджаке, чуть выше орденских колодок, Золотая Звезда Героя Советского Союза.

Когда я вошёл, он уже закончил рассказ и отвечал на вопросы - самые разнообразные и неожиданные. Ребят интересовало всё: где учился, как попал в авиацию, на каких фронтах воевал. Он отвечал неторопливо и обстоятельно. Я узнал, что детство его прошло в украинском селе Широкая Гребля. Там по весне под окном хаты, утопающей в вишневом белоцветье, и родилась мечта о небе. Пришла она неожиданно да так и осталась в сердце.

Впрочем, какой мальчишка 1920-х годов не хотел в ту пору стать лётчиком. Эта мечта и привела Колю Баленко в Винницу. Он знал, что в городе есть аэроклуб.

Учёба в техникуме советской торговли, куда он вскоре поступил шла успешно, только свободного времени не оставалось. После занятий едва успевал пообедать - надо было бежать на аэродром, где старенькие У-2 ожидали своих пилотов. А тут ещё в техникуме год за годом избирали Николая в бюро комсомольской организации.

После окончания аэроклуба направили Баленко в Херсонскую авиашколу. А через полгода началась воина. На рассвете памятного Июньского утра эскадрилья бомбардировщиков с чёрными крестами на фюзеляжах сбросила смертоносный груз на Киев, а потом появилась и над Херсоном. Школу лётчиков срочно перебросили в Борисоглебск. На огромном фронте от Баренцева до Чёрного моря шли ожесточённые бои. Командиров не хватало. Сроки учёбы сокращались.

- На чём вы летали ? - спросил кто-то из ребят.

- На штурмовике, - ответил Николай Филиппович.

Ратные дела начались сразу же по окончании школы лётчиков. В Июле 1943 года Лейтенант Н. Ф. Баленко был уже на Калининском фронте. Разведка вражеских тылов, вылеты на штурмовку... Днём и ночью в туман и дождь поднимался на изрешечённом и залатанном Ил-2 комсомолец Баленко. Шёл в пике на скопление танков поливал свинцовым дождем пехотные колонны, выходил победителем из воздушного единоборства с врагом.

Сколько раз сам был на волосок от смерти, сколько раз в неравных боях терял друзей. Прошло почти 50 лет но, не может он забыть ни командира звена Юру Пяткина с которым вместе бомбили артиллерийские батареи под Витебском, ни своего дружка Колю Денисова. Закроет глаза и видит, как, охваченные пламенем, врезаются в землю их самолёты. Вспоминает, как тяжело было на душе, когда за обеденным столом оставались 2 свободных стула.

Сколько раз за время войны лётчик Баленко поднимался в воздух !   Если бы под облаками военного неба оставался след, он протянулся бы, пожалуй, на сотни тысяч километров. Чаще всего вспоминается ему полёт к белорусским партизанам.

Осень 1943 года была дождливой. Лётных дней - на пересчёт. А партизанам нужна взрывчатка, патроны, да и газета с Большой земли значила не меньше. Не удивительно, что, получив груз, партизаны прежде всего бросались к почтовым мешкам.

Он помнит, как в непроницаемой облачности шестёрка "Илов" шла к партизанам. Только хорошо ориентирующийся лётчик мог добраться до места, не сбившись с пути. Зато какая радость наполняла сердце, когда внизу, на лесной поляне, показывались костры и взвивались в небо зелёные ракеты.

А для партизан самолёты, сбросившие груз, были лучшими агитаторами. Своими глазами увидели они, что, вопреки гитлеровской лжи, Воздушный Флот родной страны силён и многочислен, иначе разве смогли бы там, в штабе, в ущерб боевым заданиям оторвать шестёрку самолётов и послать к ним, в непроходимые далёкие леса.

На обратном пути "Илы" встретили колонну вражеских автомашин. Какой это был стремительный удар !   Сквозь завесу зенитного огня рванулась в пике краснозвёздная шестёрка. Один миг - и на месте фашистских машин осталась груда искорёженного металла.

Штурмовик Ил-2 одного из Гвардейских полков.

На боевом счету Николая Филипповича было уже более 100 боевых вылетов, а на гимнастёрке 12 орденов и медалей, а он всё не решался высказать свою заветную мечту. И только в конце 1944 года, когда уходил на ответственное задание, твёрдо решил стать коммунистом.

Партийное собрание проходило на аэродроме Рудня, прямо у боевых машин. Выступавших было много - хорошо знали в полку лётчика Баленко. На его счету были уже и сбитые самолёты врага, и разгромленные танковые колонны, и подавленные артиллерийские позиции. Проголосовали единогласно, а через полчаса Николай Филиппович, подняв свой самолёт на штурмовку, взял курс к побережью Балтики. Цель была важной. Враг огрызался яростно. Небо полыхало от разрывов зенитных снарядов, но Баленко будто не замечал огненного шквала. Он повторял заход за заходом. Внизу уже сплошное море огня. Пора уходить. Но в воздух поднялись вражеские истребители. Первого встретил очередью в лоб.

"Мессершмитт" задымил и, крутясь, ткнулся в кустарник. Вот запылал и второй... Но силы были неравными. Сначала фюзеляж прошила очередь, и тут же в правую плоскость ударил снаряд. Николай почувствовал, как самолёт рыскнул и потянул в сторону. Внизу густой лес. Винт уже рубит верхушки деревьев. Шасси заклинило. Он увидел небольшую поляну. "Дотянуть !   Во что бы то ни стало дотянуть !"   Резкий толчок. Едва пришёл в себя, как услышал автоматную очередь и немецкую речь. Выпрыгнули из кабины одновременно со стрелком, поползли в противоположную от выстрелов сторону. На счастье, самолёт оказался на нейтральной полосе, и они вскоре уже были среди своих.

Ещё много раз поднимался в воздух на единоборство с врагом лётчик Баленко. Он закончил войну под Кёнигсбергом в ту радостную весну незабываемого 1945 года.

К. В. Зверев, член Союза журналистов СССР.

( Из материалов сборника - "Герои кубанского неба".   Краснодар, 1987 год. )


Возврат

Н а з а д