Главная | Источники | 

HSU

Байсултанов Алим Юсуфович

А.Ю.Байсултанов

Родился в 1919 году в селе Яникой, ныне Чегемского района Кабардино - Балкарии, в семье крестьянина. В 1937 году окончил педагогическое училище и аэроклуб в Нальчике. В том же году был призван на службу в ВМФ. В 1939 году окончил Ейское военно - морское авиационное училище лётчиков.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. К Июню 1942 года заместитель командира эскадрильи 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Балтийского Флота )  Гвардии капитан А. Ю. Байсултанов совершил 277 боевых вылетов, участвуя в 45 воздушных боях лично сбил 7 самолётов противника и ещё 2 уничтожил на земле.

23 Октября 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

28 Октября 1943 года, сопровождая штурмовики на остров Сескар   ( Финский залив ), погиб в воздушном бою.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ); медалями.

В селе Яникой установлен памятник Герою, а бюст - в школе, где он учился. Его имя носит школа и улица в Нальчике, улица в селе Гунделен Баксанского района. Мемориальная доска установлена в Нальчике и деревне Борки ( ныне в черте посёлка Лебяжье )  Ломоносовского района Ленинградской области.

*     *     *

Есть в Кабардино - Балкарии селение Яникой. Селение как селение. Ничего примечательного. Но спросите у любого жителя Нальчика или другого города республики, как добраться до Яникоя, вам ответят не задумываясь:

- А, это тот Яникой, откуда Байсултанов ?   Как же, как же, знаем.

Если это житель Нальчика, он обязательно добавит:

- У нас его именем названа улица.

Кто же такой Алим Байсултанов, чьё имя так запало в сердце целого народа ?  За какие такие дела чтит его стар и млад ?

Чтобы узнать обо всём этом, давайте и мы отправимся в Яникой. В центре селения - памятник. На гранитном пьедестале - фигура лётчика. Взгляд его устремлён в необозримую синеву неба. Так и кажется, что он саметил в вышине самолёт и залюбовался его полётом. Это и есть Алим Байсултанов, навечно застывший в скульптуре.

Мимо мамятника проходят люди. Вот опираясь на палку, идёт седовласый горец. У памятника старик замедляет шаг: "Что увидел там, в небе, сынок ?" - мысленно обращается он к лётчику. - Мои старые глаза уже не видят так далеко"...

Подошла девушка, стройная как тополь, с чёрными бровями. Она вглядывается в человека на постаменте. О чём она думает в эту минуту ?  Не будем гадать. Лучше обратим свой взор на широкоплечего мужчину в форме офицера Военно - Воздушных Сил. Он стоит возле памятника не минуту, не две. Он пришёл сюда давно и никак не может уйти. Так приходят на встречу с самым близким и дорогим человеком.

Нам не хочется нарушать его раздумий. Но и не узнать, кто он, этот военный, тоже нельзя. А вдруг ?... Ведь что - то есть общее в облике этих людей - человека на постаменте и юноши в форме. Неужели же ?...

Мы не ошиблись. Это на встречу с отцом пришёл сын Алима Валерий. Ему дали отпуск, и он прямо с вокзала направился сюда. Воспоминания, навеянные рассказами матери, вставали перед ним живыми видениями.

Алим родился в семье бедняка. Турлучный домик, покрытый черепицей, был тесен для большой семьи труженика Юсуфа. Но, как говорят, в тесноте, да не в обиде. Из 6-х детей Алим был старшим. Юсуф хотел, чтобы сын стал учителем. Но сам Алим больше всего мечтал о небе. И он обрёл крылья, стал военным лётчиком - истребителем.

С началом Великой Отечественной войны, воевал в составе 13-го истребительного авиаполка. Весёлый и неугомонный, Алим постоянно рвался в бой. На истребителе И-16 он успешно сражался в период обороны Таллина, затем на полуострове Ханко и над ледовой трассой через Ладожское озеро.

Жаркое было то время. Противник рвался на восток. Армады вражеских самолётов бомбили наши города и села. Драться с ними приходилось жестоко и, как правило, в меньшинстве.

Кто сейчас не знает отважных защитников полуострова Ханко ?   О них написаны книги, сложены легенды. И среди них был Алим Байсултанов. Он дрался с врагами отважно, не щадя своей жизни. Боевые друзья говорили о нём: "У нашего Алима - храбрости на троих". Один из бывших руководителей обороны полуострова Генерал С. И. Кабанов писал в своей книге "На дальних подступах:":

"Наши лётчики не только уничтожали самолёты противника, они совершали налёты на его ближайшие аэродромы и артиллерийские батареи. То, что противник ни разу не бомбил наши корабли и места погрузки, я считаю результатом боевой активности маленькой ханковской авиационной группы. Умное и расчётливое руководство заместителя командира 13-го истребительного авиаполка, беззаветная отвага лётчиков Семёнова, Байсултанова, Лазукина, Цоколаева, Дмитриева, Голубева, Кузнецова и других сделали своё дело.

...Алим Байсултанов всё время рвался в бой. Он часто летал на воздушную разведку. Так 5 Июля 1941 года в паре с Анатолием Кузнецовым на самолётах И-16 они вылетели в район Турку. Самолёты МБР-2 мы туда не посылали, поскольку там была очень сильная противовоздушная оборона.

Разведывая Турку, Байсултанов заметил, что с аэродрома взлетают 4 финских истребителя "Фоккер Д-21". Заметил вовремя. На высоте 200 - 300 метров Байсултанов и Кузнецов атаковали и сбили двух "Фоккеров", упавших на свой же аэродром. Два других уклонились от боя.

Возвращаясь на Ханко, Байсултанов и Кузнецов увидели в шхерах шюцкоровский катер с солдатами, атаковали его и потопили".

Вот и в другой раз, вместе с двумя лётчиками, Алим поднялся в воздух. Им предстояло разведать, что делается во вражеском порту. Там их встретила группа вражеских самолётов. Алим не стал ждать, пока те нападут на них, и приказал ведомым:

- Атакую, прикройте меня !

Он сбил один вражеский самолёт, а его друзья - ещё двух. Конечно, при полёте на разведку в бой не положено ввязываться, но как пропустить противника, если он навиду ?

В сумерках на аэродроме Ханко смелых разведчиков поздравили командир полка Подполковник Михайлов и батальонный комиссар Безносов, который тут же подписал ему рекомендацию на вступление в партию.

В те дни Алим летал много. По профессии лётчик - истребитель, он не только дрался в воздушных боях, но и штурмовал врага на земле, в море. Делал всё, на что был способен его истребитель. Однажды лётчик заставил его сделать даже то, что считалось невозможным. Сам конструктор самолёта удивился бы, узнав, что "Ишачок" держится в воздухе с наполовину отбитым рулём глубины. И не только держится - участвует в бою !

Произошло это 15 Июля 1941 года. Обнаружив в море 8 катеров и 3 грузовых судна противника, Капитан Алим Байсултанов повёл свою группу в атаку. Один катер сразу же вспыхнул. Но в это время зенитка другого катера пристрелялась к самолёту Алима. Рядом полыхнул разрыв. Машина начала проваливаться. Оставалось одно - прыгать с парашютом. Но внизу был враг !

Байсултанов решил, что лучше оставаться в самолёте до последнего. С силой потянув ручку управления на себя, Алим остановил падение. Теперь можно было разворачиваться в сторону своего аэродрома. А товарищи ?   Среди них есть новички, не имеющие боевого опыта. Мало ли что может случиться... И Алим не ушёл. На подбитом самолёте он снова бросился в атаку. Лишь после того как бой закончился, взял курс на аэродром.

Посадить самолёт по правилам было уже нельзя. Повреждёнными оказались и шасси. Пришлось садиться прямо на фюзеляж. И опять Алим прежде всего подумал о товарищах. Если он займёт посадочную полосу, что будет с другими самолётами ?   Пока удастся оттащить подбитую машину, им придется кружить над аэродромом. Кружить, когда бензин на исходе... Алим Байсултанов приземлился в стороне, чтобы не мешать другим.

Это лишь один эпизод, один вылет. А было их почти 300. И каждый требовал мужества. Разве легко вдвоём со своим ведомым атаковать 5 бомбардировщиков врага ?  Но если не атакуешь их, "Юнкерсы" сбросят бомбы на наших пехотинцев. Чтобы опередить врагов, Алим дал полный газ. "Юнкерсы" начали разворачиваться. Ушли, однако, лишь 4 машины. Пятый "Юнкерс", сбитый Байсултановым, сгорел недалеко от нашего переднего края.

Капитан Алим Байсултанов помогал пехотинцам не только тем, что оберегал их от ударов с воздуха. Сколько врагов не дошло до переднего края после того, как 28 Июля 1941 года он со своим звеном ударил по вражеской колонне !.. Четырежды Байсултанов бросался в атаку. Четырежды за один вылет !   А всего он вылетал на штурмовку 64 раза.

Среди многочисленных благодарностей, полученных Героем Советского Союза Алимом Юсуфовичем Байсултановытм, было 3, которыми он особенно дорожил. Одна - от командующего 54-й армией, две - от командующего 8-й армией. А когда командующий наземной армии благодарит лётчика - это говорит о многом.

А война продолжалась... В любое время суток лётчики вылетали на боевые задания. Однажды группа самолётов разбомбила колонну противника. На обратном пути их нагнали "Мессера". Вражеский самолёт оказался сзади машины командира эскадрильи Леонида Белоусова. Над ним нависла смертельная угроза. Алим, пренебрегая опасностью, принял огонь на себя, а затем, сманеврировав, оказался в хвосте вражеской машины и меткой очередью поджег её. В этом бою погиб верный друг Алима - лётчик Плешаков. Получив смертельную рану, он направил свой горящий самолёт на вражескую батарею.

Алим Байсултанов и его друзья Пётр Бринько, Алексей Антоненко, Геннадий Цоколаев, Михаил Васильев, все ставшие позже Героями Советского Союза, в те дни наводили страх на противника. Их имена знал весь Ленинградский фронт.

И всё же, как ни храбро сражались защитники Ханко, враг всё туже сжимал кольцо вокруг полуострова. Однажды немецкий самолёт незаметно подкрался к нашему аэродрому. Байсултанов в это время находился в воздухе. Он не раздумывая бросился в атаку. На глазах у всего личного состава полка вражеский разведчик врезался в землю.

А потом были бои за Ленинград... Не было дня, чтобы Алим не поднимался в небо. И не один раз, а дважды, трижды и более. И как бы трудно ни складывалась обстановка, он всегда выходил из неё победителем.

Так, 14 Марта 1942 года группа советских лётчиков под командование Алима Байсултанова провела замечательный воздушный бой. В тот день, около 12:30, во главе шестёрки, Алим вылетел на линию фронта сменить патруль. Истребители шли на высоте 3000 метров. Пара прикрытия, которую вёл лётчик Владимир Дмитриев, шла на 1000 метров выше. Не прошло и 5 минут дежурства в воздухе, как из пункта наведения сообщили: "Большая группа Ju-87 под прикрытием истребителей подходит с юга. Высота 2000 тысячи метров. Атакуйте, "лаптёжники" впереди вас, ниже". Для Байсултанова этого было достаточно. Сжав зубы, как делал обычно в таких случаях, он ринулся на врага.

Истребитель И-16
Истребитель И-16 тип 24, весна 1942 года.

Над передним краем, развив большую скорость при пикировании, наши "Ишачки" на встречном курсе атаковали группу "Юнкерсов". Их было около 15. Первого из них сбил Алим Байсултанов. Затем, Владимир Дмитриев, идя немного сзади, выпустил по бомбардировщикам четыре РС-82 одним залпом и настолько удачно, что противник потерял сразу же ещё 2 летевших рядом самолёта.

Атака ошеломила не только бомбардировщиков, но и истребителей прикрытия. Враг беспорядочно начал сбрасывать бомбовый груз над своей территорией и торопливо разворачиваться на обратный курс. Это позволило Байсултанову сбить ещё одного "Юнкерса".

Всего же, в этом напряжённом бою, противник недосчитался 4-х своих машин, а наши лётчики привезли лишь десяток пробоин.

Однажды в полк, где служил Алим Байсултанов, прибыл Командующий ВВС Краснознамённого Балтийского Флота Генерал - Лейтенант авиации М. И. Самохин. Он показал командиру полка точку на карте и приказал отправить туда опытного лётчика. Цель задания: появиться над вражеским аэродромом перед самыми сумерками и сфотографировать стоянки самолётов. Выполнение этого задания было поручено Алиму Байсултанову.

Он появился над вражеским аэродромом внезапно. Прислуга бросилась было к своим орудиям, но тут же успокоилась: советский самолёт выпустил шасси и стал покачивать крыльями. Этот знак немцы поняли так: истребитель добровольно сдаётся в плен. Сделав над аэродромом круг, он действительно пошёл на посадку. Но нежданный "гость", видимо, неправильно рассчитал глиссаду планирования и перемахнул посадочные знаки. Противник ракетами погнал его на второй круг. А Алиму только этого и нужно было. Он заложил крутой вираж и с малой высоты ещё раз сфотографировал все правые стоянки самолётов.

Имитируя ещё раз посадку, он опять перескочил знаки и таким же образом заснял остальные стоянки. Ещё мгновение - и "незадачливый" советский лётчик прибавил газу, выпустил несколько очередей по тем, кто приготовился его встречать, убрал шасси и был таков...

В конце 1942 года Алим Байсултанов был отправлен в тыл для прохождения краткосрочных курсов командиров эскадрилий. После завершения учёбы, приказом командующего авиацией ВМФ, его оставили работать на курсах в должности лётчика - инспектора. Учебные полёты в глубоком тылу для горячего кавказского сердца были сплошной горечью. Он рвался на фронт, написал 5 рапортов и добился своего - в Октябре 1943 года его откомандировали в распоряжение командира 1-й Гвардейского истребительной авиационной дивизии. Вспоминает бывший командир 4-го Гвардейского авиаполка Герой Советского Союза В. Ф. Голубев:

"Байсултанов хотел служить только в своём родном полку. Поэтому категорически отказался от должности командира эскадрильи в 3-м авиаполку, попросив Полковника Корешкова оставить его в 4-м авиаполку в любой должности. А в нашем полку, как назло, свободных должностей в это время не оказалось.

Я предложил Алиму должность замкомэска, с условием, что в ближайшие 2 недели постараюсь решить вопрос с его должностью. А пока он должен освоить новую для него боевую машину - истребитель Ла-5".

Байсултанова обидело такое недоверие к нему: он не ожидал, что ему, опытному лётчику и прославленному воздушному бойцу, которого В. Ф. Голубев хорошо знал ещё по боях над Ханко, предложат такую долгую программу ввода в боевой строй - целых две недели. Он тут же заявил, что освоит новую машину за 3 дня !

Василий Фёдорович Голубев, уже наученный горьким опытом освоения нового истребителя, оставил свой приказ в силе. Но... судьба часто решает по - своему. Закончить программу переучивания на новой машине Алим Байсултанов не успел. 28 Октября 1943 года, отважный лётчик не вернулся с боевого задания. Вылетев без разрешения командира полка на сопровождение группы штурмовиков, он был сбит в воздушном бою. Вспоминает В. Ф. Голубев:

"В разгар совещания, проводимого в кабинете командира дивизии, поспешно вошёл оперативный дежурный. Он доложил Полковнику Корешкову, что в районе острова Сескар идёт воздушный бой, уже сбит Капитан Байсултанов... После приземления ведомого Алима мы узнали, что же произошло.

Получив приказ отправить звено истребителей для сопровождения группы штурмовиков, Алим приказал командиру звена Старшему лейтенанту Куликову покинуть кабину самолёта, занял его место и отправился на задание.

Вблизи острова Сескар появилось 10 истребителей противника. Они, заняв боевой порядок в 2 эшелона по высоте, спешили перехватить нашу группу. Байсултанов дал команду одной паре "Лавочкиных" продолжать прикрытие штурмовиков, а сам с набором высоты пошёл в лобовую атаку на нижнюю группу противника.

Алим не мог не понимать рискованности своего решения. Оно ослабляло боеспособность звена прикрытия. Видимо, жгучее стремление сбить после долгого перерыва в боевых вылетах вражеский самолёт и тем самым доказать, что зря заставляют его, прославленного воздушного бойца, учиться, взяло верх над разумом и дисциплиной ещё на земле, до вылета...

Лобовая атака была скоротечна. Байсултанов, сбив один "Фиат", вместо резкого ухода на скорости вниз развернул самолёт и начал новую атаку по второму вражескому истребителю.

Такие атаки, когда рядом много неприятельских машин, всегда коварны. Алима сверху атаковали сразу два "Фиата". Его ведомый, молодой, но уже опытный лётчик Младший лейтенант Алпатов, рискуя собой, сбил одного из них, но второй успел дать губительную очередь по Байсултанову, и 2 самолёта, беспорядочно переворачиваясь, упали в воду.

Оставшись один, несмотря на повреждения самолёта, Алпатов сумел продержаться в непрерывном маневрировании 2 минуты и вышел из боя. Подошедшее на помощь дежурное звено и вторая пара сопровождения изменить исход боя уже не могли...

Потрясённый тяжёлой утратой, я всё ещё не мог понять одного: почему Алим обманул меня, боевого друга, командира ?   Обманул подчинённых и себя самого...

Не хватило силы у Алима Байсултанова - "сына гор, сокола Балтики" - сдержать порыв горячего сердца. Его могилой стало море, а памятником - балтийское небо, защите которого он отдал всего себя..."

А.Ю.Байсултанов

Около 300 боевых вылетов  ( из них: 64 на штурмовку и 27 на разведку ), более 50 воздушных боёв, 8 лично уничтоженных вражеских самолётов в воздухе и 2 на аэродромах, ещё 13 - сбитых совместно с товарищами, - таков итог короткого боевого пути Героя Советского Союза Алима Юсуфовича Байсултанова  [ в своей книге "Балтийцы сражаются" Адмирал В. Ф. Трибуц, в войну командовавший Краснознамённым Балтийским Флотом, указывает на 13 личных побед, одержанных лётчиком; М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 3 личные и 14 групповых побед. ].

...Высоки горы в Кабардино - Балкарии, как хрусталь, чисты её родники. Но кажется, нет светлее и чище имени, чем имя Героя - лётчика Алима Байсултанова. Его в республике знает стар и млад.



Всегда вместе, всегда втроём.

Возврат

Н а з а д