Главная | Источники | 

HSU

Байков Георгий Иванович

Г.И.Байков

Родился 26 Февраля 1923 года в посёлке Калининград, ныне город Московской области, в семье служащего. Окончил среднюю школу в 1940 году. Работал шофёром. С 1941 года в рядах Красной Армии, год спустя окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С Ноября 1942 года сержант Г. И. Байков в действующей армии. По Февраль 1943 года служил в 296-м ИАП, летал на "Яках". С Марта 1943 года - в 9-м Гвардейском ИАП.

К Маю 1945 года командир звена 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт )  Гвардии старший лейтенант Г. И. Байков совершил 244 успешных боевых вылета, в 50 воздушных боях сбил лично 15 и в составе группы 5 самолётов противника.

29 Июня 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВВС, был лётчиком - испытателем. В 1951 году
окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы.

После увольнения в запас жил в Евпатории. Умер 15 Июля 1969 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Славы 3-й степени; медалями.

*     *     *

Он родился 26 Февраля 1923 года в городе Одессе. В 1930-е годы переехал в Подмосковье. Окончил Мытищинский аэроклуб. В Январе 1941 года был направлен в Качинскую Краснознамённую военную школу лётчиков им. А. Ф. Мясникова. Год учёбы прошёл у Байкова в большом напряжении. С Июня 1941 года вся учеба в школе стремительно перестраивалась на военный лад.

Но не сразу после окончания школы удалось Георгию Байкову попасть в действующую армию. Почти 6 месяцев он находился в Поволжье, в 16-м запасном авиационном полку, где готовили лётчиков к отправке на фронт. "Боевым применением самолёта овладел: пилотирует, стреляет и ведёт воздушный бой отлично", - указывалось в заключении командования запасного полка.

Лишь в Ноябре 1942 года он вступил в Великую Отечественную войну. По Февраль 1943 года служил в составе 296-го истребительного авиаполка   ( впоследствии ставшего 73-м Гвардейским ИАП ).

Первый фашистский самолёт Георгий Байков сбил под Сталинградом в Феврале 1943 года. Первая победа окрылила молодого лётчика, придала ему уверенности, решительности.

17 Февраля 1944 года он был зачислен в 9-й Гвардейский Одесский Краснознамённый истребительный авиаполк советских асов и в его составе прошёл путь от сражений за Крым до последнего дня Великой Отечественной войны.

В воздушных схватках он действовал в воздухе смело и расчётливо, понимая, что только так можно добиться перевеса в схватке с сильным врагом. Особенно внимательным он был в полётах на сопровождение штурмовиков. Лётчик знал, как дорог каждый самолёт - штурмовик Ил-2 на фронте. Ведь недаром гитлеровцы называли его "чёрной смертью".

Когда он вылетал на сопровождение штурмовиков, то всегда, невзирая на обстоятельства, старался, главным образом, уберечь их от атак вражеских истребителей, обеспечить выполнение задач, возложенных на штурмовиков.

- Наши подопечные хотя и "горбатые", - шутил Байков, - но беречь их нужно как невест - красавиц, чтобы не было "сглазу" от рыжих фрицев. И пусть "рыжие" лучше обуглятся и почернеют от наших атак, чем пострадает хотя бы один "Илюша".

Так и говорили в полку: "Жора Байков сегодня опять поджарил "рыжего".

19 Декабря 1943 года Георгию впервые удалось в одном бою сбить 2 вражеских самолёта. В тот день он сопровождал группу Ил-2 в составе 25 самолётов. В районе Белозерска, что под Мелитополем, встретил 4 Ме-109 и 8 FW-190. Сначала Георгий и его ведомые отразили 3 атаки "Фоккеров", пытавшихся нанести удар по "Илам", Затем, умело маневрируя, сам атаковал "Мессеры" и в результате короткой схватки 2 из них сбил. В этом бою проявилось умение Байкова сочетать защитные маневры с атакующими, наносить в трудной ситуации разящий удар по противнику.

После Мелитополя были бои за Крым, а которых Банков также отличился.

24 Апреля 1944 года, участвуя в боевом вылете 8 "Аэрокобр" под командованием Гвардии капитана А. Алелюхина, лётчики полка сбили 4 из 12 FW-190, не пропустив вражеские истребители к нашим штурмовикам. В том бою Георгий Банков в районе Севастополя уничтожил один "Фоккер".

*     *     *

С особой силой проявились бойцовские качества Байкова на заключительном этапе войны - в боях в Восточной Пруссии, а также в Берлинской операции. "В воздушных боях, - писал о нём командир полка дважды Герой Советского Союза Гвардии майор В. Д. Лавриненков, - умеет оценивать обстановку, смел и решителен. Бой ведёт дерзко и свою волю навязывает противнику". Так было и 22 Декабря 1944 года.

В тот день пара Ла-7  ( ведущий Байков )  вылетела на свободную охоту в район Пнльколлен - Тильзит. На обратном пути в 3-х километрах южнее Жиллен лётчики с высоты 800 метров заметили 2 транспортных самолёта Ju-52, шедших на бреющем полёте на свой аэродром. Решительно и дерзко Байков бросился на "Юнкерсы" и, несмотря на сильный огонь зениток, вместе с ведомым Белокудренко сверху и сзади атаковал противника. Один Ju-52 горящим устремился к земле, а второй, пытаясь уклониться от атаки, сделал правый отворот, но был так прижат насевшим на него Байковым, что плоскостью зацепил за строение, в результате чего и врезался в землю.

За весь 1944 год Георгий совершил 217 боевых вылетов и в воздушных схватках лично сбил 12 самолётов противника. Итог был впечатляющим, и он давал право поставить Байкова в первую шеренгу советских лётчиков, отличившихся в годы Великой Отечественной войны. За этими цифрами виделся тяжелейший ратный труд авиатора, его мужество, отвага, высокое лётное мастерство. А впереди был ещё не один месяц боёв, и новые подвиги ждали отважного лётчика.

16 Января 1945 года Байков, вылетев на свободную охоту, настиг и сбил недалеко от Гумбинен "Мессершмитт", следовавший в район базирования наших частей. Через 2 дня, вылетев в составе группы из 4 Ла-7, Георгий участвовал в бою с 2-мя группами штурмовиков противника общей численностью до 40 самолётов, следовавших в район Будонингкемен - Бракупенен под прикрытием 6 FW-190 и 4 Me-109. В момент, когда ведущая пара вступила в бой с самолётами прикрытия противника, пара Байкова атаковала штурмовики, в результате чего Георгий с дистанции 100 метров сбил один "Фоккер". От дальнейшего следования на штурмовку фашисты отказались и, в беспорядке сбросив бомбы, стали уходить на запад...

Вступив в схватку с 4 прикрывающими Ме-109, Байков закрутил их в "карусели", а его ведомый Гвардии лейтенант Уткин сумел атакой сверху и сзади зажечь один Me-109.

Сбив в общей сложности 5 самолётов противника и не дав фашистам сбросить бомбы на наши войска, 4 "Лавочкиных", без потерь возвратились на свой аэродром.

В следующем вылете, когда лётчики полка, участвуя в блокировке аэродромов противника и свободной охоте в районе Гумбинен - Малвишкен, сбили 23 самолёта противника, Георгий вновь добился успеха - уничтожил 2 вражеских самолёта.

Через 2 дня после этого ему было присвоено очередное воинское звание - Старший лейтенант - и он был награждён вторым орденом Красного Знамени.

Участвуя в наступлении войск 3-го Белорусского фронта в Восточной Пруссии, Георгий Байков отличился в полётах на разведку и свободную охоту в крайне сложных метеорологических условиях, когда дождь и туман снижали видимость и высоту до минимума.

В начале весны 1945 года ожесточённые бои продолжались уже вблизи столицы фашистского рейха.

13 Марта Байков вылетел в паре на штурмовку войск противника. Над заливом Фриш Гаф у мыса Гранц - Хакен обнаружил шедший на высоте 30 метров связной самолёт противника типа Fi-156. Самолёт шёл в направлении косы Фриш - Нерунг на аэродром Койтиф и, как потом стало известно, имел на борту весьма важную особу и секретные документы. Тщетно немец пытался прижать машину к земле, уйти незамеченным. Зайдя сзади и сверху, Байков предпринял одну за другой 2 атаки, в результате которых "Шторх" был сбит и упал в море.

Продолжая выполнять задание, экипажи 2-х наших самолётов вскоре обнаружили посадочную площадку, с которой были обстреляны сильным огнём зениток. Противник подбил самолёт ведомого Гвардии младшего лейтенанта Лаврентьева. Байков тут же приблизился к напарнику и установил режим полёта с таким расчётом, чтобы благополучно довести его до своего аэродрома. Через некоторое время оба лётчика благополучно приземлились.

7 Апреля Байков повёл на задание 4 Ла-7. Придя в заданный район, наши лётчики заметили группу из 12 Ме-109, патрулировавших над заливом Фриш - Гаф. Для встречи и атаки противника Георгий повёл четвёрку с набором высоты. А затем в паре он со стороны солнца устремился на оторвавшегося от своих "Мессера". Когда расстояние до противника составило не более 100 метров, Байков длинной очередью зажёг фашистскую машину. Остальные истребители врага с пикированием ушли в сторону Пилау.

Через 5 дней Байков уничтожил FW-190, но теперь уже не применяя оружия. Беспрерывным преследованием противника Георгий заставил "Фоккер" сесть в поле на "живот", в результате чего тот разбился.

В те дни командование, представляя Байкова к званию Героя Советского Союза, писало:

"Изо дня в день росло боевое мастерство товарища Байкова. Начав свой путь от Сталинграда неопытным молодым лётчиком, он стал настоящим асом, командиром звена. Лётное мастерство, тактическая зрелость, храбрость и отвага позволили ему одержать 15 воздушных побед".

С 20 Апреля Георгий участвовал в составе полка в Берлинской операции. Он вылетал на свободную охоту, штурмовал берлинский аэродром Темпельхоф и уже 29 Апреля с этого аэродрома поднимался на патрулирование, уничтожение оборонительных сооружений, живой силы и техники противника в районе Берлина. Вылетая на блокировку взлётно - посадочной полосы, сооружённой противником в парке Тиргартен, он видел горящий Берлин, и сердце его наполнялось радостью от сознания близости конца войны.

Здесь, в Берлине, Гвардии старший лейтенант Георгий Байков встретил день Победы, выполнив последний 252 боевой вылет. Проведя около 55 воздушных боёв, сбил лично 15 и в составе группы - 5 самолётов противника.   ( М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 14 личных и 5 групповых побед )

С.Елизаров (справа) с товарищами. 1945 год.

Боевые товарищи  ( слева направо ) :   Г. Байков, М. Твеленев и С. Елизаров.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 Июня 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко - фашистскими захватчиками командиру звена Гвардии старшему лейтенанту Байкову Георгию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 6289 ).

После войны Георгий Иванович продолжил службу в одном из полков Белорусского Военного Округа. Но его поведение оставляло желать лучшего. Будучи здоровяком и по характеру большим непоседой, он мог прийти на полёты после глубокого похмелья, совершать на малой высоте недозволенный пилотаж и так далее. В 1946 году на учебном самолете По-2 Георгий Байков вылетел для проверки техники пилотирования молодого летчика. Натура у Георгия была буйная и после боя он частенько, над своим аэродромом, устраивал "кардебалет". Но тогда шла война, дрался он хорошо и начальство прощало ему все эти выходки. На истребителях он любил пилотировать "с огоньком". А тут на тихоходе час летит, другой. Захотелось размяться...

Г.И.Байков

Взяв управление в свои руки, он начал выделывать выкрутасы, не рассчитав, задел крылом за верхушку дерева и разбил машину. При этом пострадал и сам, и пилот сидевший в передней кабине. За этот проступок Гвардии старший лейтенант Байков был разжалован в рядовые лётчики и переведён из Гвардейского полка в обычный. Этот урок пошёл ему на пользу. На новом месте он "остепенился" и вскоре был восстановлен в звании.

В 1951 году он окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы, работал лётчиком - испытателем.

После увольнения в запас жил в городе Евпатории Крымской области Украины. 15 Июля 1969 года покончил жизнь самоубийством.

*     *     *

Список известных побед Старшего лейтенанта Г. И. Байкова:
( Из книги М. Ю. Быкова "Асы Великой Отечественной".  Изд. "ЯУЗА" - "ЭКСМО", 2007 г. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
111.02.1943 г.1  Ме-109  ( в группе )вост. Усть - КойсугЯк-1, Як-7,
"Аэрокобра", Ла-7.
217.07.1943 г.1  Ju-88Куйбышево
326.09.1943 г.1  Ме-109зап. Лобково
405.11.1943 г.1  Ме-109сев. - вост. Гавриловка
529.11.1943 г.1  Ме-109сев. Ивановское
619.12.1943 г.2  Ме-109юж. Днепровка
724.04.1944 г.1  FW-190Севастополь
822.12.1944 г.1  Ju-52юж. Закельн
918.01.1945 г.1  FW-190сев. - зап. Гумбиннен
1015.02.1945 г.1  FW-190юж. аэр. Хайлигенбайль
1121.03.1945 г.1  "Шторх"р-н Кенигсберга
1207.04.1945 г.1  Ме-109р-н Кенигсберга

      Всего сбитых самолётов - 14 + 5  [ 12 + 1 ];  боевых вылетов - 230;  воздушных боёв - 53.


Возврат

Н а з а д