Главная | Источники | 


Бахирев Василий Андреевич

В.А.Бахирев, 1944 г.

В далёком 1937 году пришёл Василий Бахирев в Рязанский аэроклуб, поднялся в небо и с тех пор связал свою жизнь с авиацией. После аэроклуба окончил военное авиационное училище лётчиков имени Серова. Четыре огненных года сражался с немецко - фашистскими оккупантами, а после Победы бдительно охранял мирное небо Москвы. Расставшись с авиацией, насколько лет возглавлял Волоколамскую городскую организацию ДОСААФ. Семейную традицию продолжил сын Василия Андреевича, военный лётчик 1-го класса Виктор Бахирев. Он также, как и в своё время отец, зорко стоял на страже неба столицы.

В огневом небе Москвы открыл свой боевой счёт лётчик - истребитель В. А. Бахирев, сбив пикировщик Ju-87. Дерзко и расчётливо дрался он с фашистами. Минули жаркие фронтовые месяцы, и храбрый лётчик поднял и воздух истребитель "Александр Пушкин".

В годы Великой Отечественной войны 65-летний писатель - пушкинист Иван Алексеевич Новиков, на имея возможности с оружием в руках участвовать в защите Отечества, решил собрать средства на постройку самолёта имени великого поэта.

Новикова поддержали партийная оргвиизация и общественность города Каменец - Уральска. На крупных предприятиях было проведено 10 литературных вечеров. Они открывались вступительным словом Ивана Алексеевича. Потом он читал отрывки из своих произведений: "Пушкин на юге" и "Пушкин в Михайловском". На входных билетах указывалось, что сбор поступит в фонд покупки самолёте "Александр Пушкин". Тысячи людей посетили эти вечера и в Июле 1943 года лётчик Юрий Горохов получил народный дар - именной самолёт Як-7Б.

Получив известие о боевом успехе Горохова, писатель отправил на фронт телеграмму:

"Прошу передать горячий привет и сердечное поздравление с заслуженной наградой капитану Юрию Горохову и всей доблестной эскадрилье. Горжусь, дорогие товарищи, вашими боевыми делами"...

Шло время. В часть поступило несколько истовбителей Як-3. "Юрий Иванович, - сказал командир полка капитану Горохову, - отныне будете летать на новой машине, а свою передайте своему лучшему лётчику". И именной самолёт принял Василий Бахирев, ведомый комэска.

И опять в надёжные руки попал "Александр Пушкин". На счету Василия Бахирева уже было несколько сбитых фашистских самолётов. Немало вражеских солдат нашли себе могилу и от метких залпов пилота во время штурмовок. Отсчёт огненных дней Бахирев начал ещё в Июне 1941 года. Поднимал в небо И-16, "Чайку". Под Ростовом был ведомым у Сергея Луганского, впоследствии прославленного аса, дважды Героя Советского Союза. Храбро сражался и под Москвой. В небе Курска делал по 7 - 8 вылетов а день. И всегда крыло в крыло с Юрием Гороховым. Не раз тогда благодарил истребителей за надёжное прикрытие прославленный штурмовик, позже дважды Герой Советского Союза маршал авиации Александр Николаевич Ефимов. И вот, начав летать на именном самолёте, Бахирев сбил ещё 2 фашистских машины. Но война есть война, под огонь попадает и храбый.

5 Сентября 1943 года пилоты вылетели на сопровождение группы бомбардировщиков. Среди них был и Бахирев. За линией фронта путь нашим машинам пыталась преградить группа FW-190. Наши лётчики ринулись в атаку. На долю Бахирева достались 2 вражеских истребителя. Закружилась прочерчиваемая огненными трассами карусель. Советский лётчик сразил один фашистский самолёт, атаковал второй. Но тут кинжально ударила ответная очедередь. Пули вонзились в левую руку лётчика. Ранен был Бахирев и в голову. Но не вышел из боя, пока не убедился, что наши бомбардировщики боевую задачу выполнили. Приземлив повреждённую машину на соседнем аэродроме, лётчик потерял сознание. Очнулся уже в госпитале.

Расстались и больше не встречались Василий Бахирев и "Александр Пушкин". После лечения пилот воевал на другом истребителе, с другим командиром, но в сердце навсегда сохранился образ комэска Героя Советского Союза Юрия Ивановича Горохова, который передал Бахиреву опыт бойца, научил его военной хитрости, мастерскому ведению боя.

Отгремели военные грозы. Подвёл свой итог и Майор В. А. Бахирев: 310 боевых вылетов, 57 воздушных боёв, 9 сбитых самолётов лично и 5 в группе с товарищами, уничтожены железнодорожный состав с боеприпасами, много танков, автомобилей, другой техники. На его груди - 7 орденов и 13 медалей.

Наступил мир на советской земле. Но боевая учёба не прекращалась. Авиация осваивает новую, реактивную технику. И опять Бахирев в первых рядах. Он летает на Як-15, Як-17, затем на МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17. Это и ему, Василию Андреевичу Бахиреву, военному летчику 1-го класса, ведущему группу "МиГов" рукоплескали на воздушном параде в Тушине. И пожалуй, никто так за него не волновался как Мария Александровна Бахирева, его жена, боевая подруга, бывшая военная телеграфистка. Долго потом они разговаривали, думали, кем будут их сыновья Виктор и Владимир.

...По примеру отца, Виктор выбрал дорогу в небо. Он дослужился до заместителя командира полка по политической части, умелый лётчик и воспитатель молодого поколения авиаторов, опытный воздушный боец. Капитану В. В. Бахиреву присвоена квалификация "Военный лётчик 1-го класса".

Узнав об этом, Василий Андреевич выслал ему свой лётный знак с цифрой "1". Фронтовик пожелал сыну достойно продолжать боевые традиции. Как это символично - на груди сына знак первоклассного лётчика, который носил отец. Это преемственность мастерства. Пожелания отца Виктор выполняет с честью. Он надёжно охраняет небо любимой столицы, которое в годы Великой Отечественной войны защищал лётчик - фронтовик В. А. Бахирев.


Возврат

Н а з а д