Бабушкин Александр Васильевич |
|
Линия фронта быстро продвигалась на восток. Экипаж подбитого бомбардировщика только на 5-е сутки добрался до своего полка. Появление их в части было большой и приятной неожиданностью для всех, так как экипаж уже считали погибшим.
Серьёзным испытанием для Бабушкина явился и боевой вылет 10 Ноября 1942 года с целью проведения аэрофотосъёмки обороны противника на участке Ржев - Сычевка. В составе экипажа были командир корабля В. П. Гольцев и стрелок - радист Ю. Г. Денченко. Сильный огонь зенитной артиллерии не позволил тогда Александру с первого захода заснять весь участок обороны противника. Вскоре появились два Ме-109. Уйти от них было очень трудно, а вступать в открытый бой с врагом они не имели права, не выполнив поставленной задачи. И здесь на выручку пришло искусство маневрирования самолётом: уход в облака, резкое пикирование, полёт на низкой высоте. Выйдя из боя, лётчик вновь зашёл на цель. Этим не замедлил воспользоваться Бабушкин и заснял весь участок обороны противника. По оценке командования, задание было выполнено исключительно успешно. Расшифрованные снимки позволили раскрыть не только передний край обороны врага, но и всю её глубину.
27 Мая 1943 года Бабушкин вместе с лётчиком Василием Зубковым получили задачу провести аэрофотосъёмки района Спас - Деменска, где противник сосредоточивал войска и боевую технику. Объект прикрывался плотным огнём зенитной артиллерии и истребителями. И всё же после нескольких заходов им удалось прорваться к объекту через завесу зенитного огня и заснять его. Предположения советского командования о сосредоточении вражеских войск в Спас - Деменске подтвердились и визуальным наблюдением лётчика. Но уйти от встречи с вражескими истребителями экипажу не удалось. В воздухе появилось звено "Мессеров", с которыми пришлось вступить в бой. Он был коротким и ожесточённым. Первая же атака экипажа на ведомый вражеский истребитель оказалась на редкость удачной. Прямое попадание - и самолёт рухнул на землю. Воспользовавшись некоторым замешательством врага, наш лётчик сумел уйти за облака и взял курс на свой аэродром.
Особенно много вылетов пришлось совершать Александру в 1944 - 1945 годах, когда советские войска успешно наступали и данные о противнике требовалось непрерывно уточнять. В наградном листе Бабушкина есть итоговые данные о результатах его работы с лета 1944 года по Март 1945 года. Только за это время им заснято около 24000 кв. км территории, разведано и сфотографировано 182 действующих аэродрома, 1085 железнодорожных эшелонов, 36 речных и морских транспортов, тысячи автомашин, 686 танков, большое количество огневых точек и артиллерийских батарей противника. В годы войны авиаразведчик не избежал и воздушных боёв. В 19 из них он принимал самое активное участие, в составе экипажа сбил 3 вражеских самолёта. Вот лишь один из таких полётов.
Как - то в Январе 1945 года экипаж Бабушкина получил задачу разведать вражеские укрепления в Пиллау и Кёнигсберге, строительство которых началось ещё задолго до начала войны. Немецкое командование, учитывая важность удержания Восточной Пруссии, приняло необходимые меры по усилению войск, оборонявшихся на Кёнигсбергском направлении. Поэтому каждый боевой вылет за линию фронта представлялся для нас здесь особенно трудным и опасным. Так было и на этот раз.
Когда Бабушкин вышел на объект и приступил к его фотографированию, зенитная артиллерия врага открыла яростный огонь. Кольцо разрывов быстро сужалось. Пришлось уйти и скрыться в облаках. Вернуться в часть, не выполнив задания командования, Александр не имел права, этого никогда не было в его фронтовой биографии. Выждав некоторое время вне зоны зенитного огня, Бабушкин вышел к порту Пиллау с другой стороны и продолжил аэрофотосъемку. Но в это время неожиданно появились два "Фоккера". Один из них стал заходить с хвоста, однако тут же был сражён меткой пулемётной очередью. Второй немецкий пилот пришёл в замешательство. Воспользовавшись этим, Бабушкин уклонился от дальнейшего воздушного боя, благополучно вернулся на свой аэродром, доставив важные данные о системе оборонительных сооружений противника.
19 Апреля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР штурману эскадрильи 10-го отдельного разведывательного авиационного полка Капитану Александру Васильевичу Бабушкину за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество и отвагу было присвоено звание Героя Советского Союза. Орден Ленина и Золотую Звезду Героя вручал ему командующий 1-й Воздушной армией Генерал - Полковник Т. Т. Хрюкин. Вместе с Бабушкиным награды получили и его боевые друзья - однополчане Иван Васильевич Глушков, Василий Александрович Демидов и Иван Илларионович Каминский, с каждым из которых он не раз вылетал на выполнение боевых заданий. Родина отметила Александра Васильевича и многими другими наградами.
Когда закончилась Великая Отечественная война, перед Бабушкиным встал вопрос: как быть дальше ? Теоретическая база военного училища сковывала дальнейший рост офицера - авиатора. Нужны были более глубокие и масштабные знания по военному искусству. И он обратился к командованию с просьбой направить его на учёбу в Военно - Воздушную академию. В Сентябре 1945 года он стал слушателем академии.
Учёба в прославленной академии дала очень многое Бабушкину. Он проявил недюжинные способности, и командование аттестовало его для работы в Главном штабе ВВС. Там он проработал 20 лет и в 1977 году в чине Полковника был уволен в отставку. Состояние здоровья не позволило Бабушкину продолжать службу в кадрах. Но связь с ВВС он не порывал, активно участвовал в общественной работе. Часто Александра Васильевича можно было видеть в школе, среди допризывников, трудящихся столицы. Ему было что рассказать слушателям о прошедшей войне...
Н а з а д