Главная | Источники | 

HSU

Аронова Раиса Ермолаевна

Р.Е.Аронова

Родилась 10 Февраля 1920 года в городе Саратове в семье рабочего - железнодорожника. Окончила среднюю школу в 1938 году, аэроклуб в 1939 году, 2 курса Саратовского института механизации сельского хозяйства. С 1940 года студентка Московского авиационного института. С Октября 1941 года в Красной Армии. В 1942 году окончила Энгельсскую военную авиационную школу пилотов.

С Мая 1942 года в действующей армии. Была штурманом, затем лётчиком женского ночного авиаполка. Воевала на Северном Кавказе, в Крыму, Белоруссии, Польше, Германии. Во время Белорусской операции 1944 года наносила бомбовые удары по войскам противника в Могилёвской, Минской и Белостокской областей.

К середине Марта 1945 года старший лётчик 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного Таманского Краснознамённого авиаполка ( 325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт ) Гвардии лейтенант Р. Е. Аронова совершила 914 боевых вылетов, нанесла противнику значительный урон в живой силе и технике.

Всего совершила 960 успешных боевых вылетов. 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ей было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжала служить в ВВС. В 1952 году окончила Институт иностранных языков. С 1961 года Гвардии майор Р. Е. Аронова - в запасе. Занималась литературной и общественной деятельностью. Автор книг воспоминаний о войне: "Ночные ведьмы", "Тревожные ночи" и других. Награждена орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями "3а оборону Кавказа" и "За победу над Германией в Великой Отечественной воине 1941 - 1945 гг". Умерла 20 Декабря 1982 года. Похоронена в Москве, на Кунцевском кладбище. Её имя носила комсомольская организация школы № 93 в городе Саратове.

*     *     *

Ширь реки была такой неоглядной, что противоположный берег, казалось, тонул в горячем летнем мареве. Плавно, словно вздохи богатырской груди, колыхались и величаво катились прозрачные волны, легко и свободно несшие многочисленные лодки, баржи, катера, пароходы.

Волга !   Нет тебе, русская красавица, ни конца ни края. Нельзя не мечтать, глядя на твоё чарующее раздолье, нельзя не уноситься на крыльях воображения в будущее, которое распахнуто перед молодым горячим сердцем.

Хорошо стать актрисой. Или уйти с экспедицией в глухую тайгу Сибири, Дальнего Востока, добираться по глубоким ущельям или через высокие хребты до несметных богатств земли, стирать белые пятна на карте. Найти столько нефти, угля, руды, чтобы их хватило на многие пятилетки ударного труда шахтёров, горняков, сталеваров, строителей... А разве плохо выучиться на астронома ?

- Рая, ты совсем размечталась, - толкнула Аронову подружка  ( девушки удобно устроились над обрывом ). - Смотри вон туда. Что это там над ракитами ?

- Это же аэроплан. Ура ! - взвились девичьи голоса. Смуглые загорелые руки взметнулись вверх, к небу, словно желая обнять железную птицу с красными звёздочками на крыльях.

Зов неба, распахнутого для всех, дано познать не каждому. Зато, услышав его, редкая душа останется равнодушной. Маленькая, незаметная стороннему глазу искорка мечты, медленно, но неотступно разгорается в негасимое пламя дерзкого стремления к намеченной высокой цели.

Время поколения Раисы Ароновой поистине крылатое время. Народ штурмовал вершины экономики, науки, техники, культуры. Ему, как поётся в песне, не было преград ни в море, ни на суше. Поднимались строительные леса плотины Днепрогэса, домен Магнитки, Кузнецка, верфей Комсомольска - на - Амуре. К солнцу устремлялись краснозвёздные самолёты, пролагая трассы, ещё неведомые человечеству. "Выше всех, дальше всех, быстрее всех !" - под таким девизом происходило покорение 5-го океана, покорение пространства и времени.

Полёты легендарных советских лётчиков В. Чкалова, Г. Байдукова, А. Белякова, В. Гризодубовой, П. Осипенко, М. Расковой сокращали самые большие расстояния. Ближе становились Крайний Север, Камчатка, Дальний Восток, Сибирь, Заполярье, потерял свою былую таинственность и неприступность Северный полюс. Почти не отрываясь, читала Раиса "Записки штурмана" Марины Расковой. Судьба девушки - москвички увлекла волжанку. "А почему бы и мне ?.."   Вопрос требовал ответа, повелевал действовать.

Письмо 10-классницы в одно из авиационных училищ было предельно ясным: "Я не мыслю себе жизни без авиации".

Соответствующая инстанция ответила совершенно определённо: "В настоящее время женщины в военные лётные училища не принимаются".

Отказ сначала словно подрезал крылья. Не теряя времени, девушка поступила в институт. К счастью, он при всех своих земных качествах оказался первой стартовой площадкой для того, чтобы не только возродить погасшую надежду, но и в определённой степени её укрепить и реализовать. Здесь впервые она узнала про аэроклуб. Правда, не обошлось без волнений. На медицинской комиссии Ароновой сказали: "Пульс очень частый. С таким к нам нельзя..."   Не догадывались, что перед ними девушка с характером, волевая, твёрдая натура.

Аэроклуб стал первой ласточкой её будущих побед в 5-м океане. Дни летели всё быстрее. Занятия в институте, работа в лаборатории, общественная деятельность  ( студентку Аронову единодушно избрали депутатом в областной Совет ), учёба в специальном классе на тренажерах, участие в художественной самодеятельности. Все дни расписаны до минуты. Как только сил и энергии хватало на всё !

Первый полёт. Ощущение гордой птицы. После приземления командир звена поинтересовался её впечатлением. Ответила без колебаний: "Теперь ни за что с небом не расстанусь !"

Окончив аэроклуб, Раиса решила перейти в другое высшее учебное заведение, более близкое к её мечте,- в Московский авиационный институт. Столица покорила девушку сразу и навсегда. Первым долгом отправилась на Красную площадь, полюбоваться на кремлевские башни.

Снова занятия, зачёты, экзамены. Исключительно напряжённо трудилась студентка весной 1941 года. Наконец последний экзамен сдан. Можно загорать, купаться. Рождались увлекательные планы. Но ни одному из них не суждено было сбыться. Грянула Великая Отечественная война.

На другой же день войны Аронова, как и тысячи советских людей, пришла в военкомат.

- Умею летать. Хочу на фронт, - заявила она подтянутому Лейтенанту. Тот внимательно посмотрел её документы и строго ответил:

- Ждите. Понадобитесь - вызовем.

Потом до осени вместе с другими москвичками Аронова строила оборонительные укрепления, копала траншеи, противотанковые рвы. Первые недели с её ладоней не сходили багровые мозоли. Орудовать лопатой пришлось не только под дождём, но и под обстрелом, под бомбёжкой вражеских самолётов. Вернувшись в столицу, узнала о том, что ЦК ВЛКСМ организует спецнабор добровольцев для женской авиачасти. Её формированием руководила известная лётчица Герой Советского Союза М. М. Раскова.

Так судьба свела Аронову с легендарным штурманом самолёта "Родина". Марина Михайловна внимательно выслушала студентку и предложила стать штурманом. Та с радостью согласилась, лишь бы летать.

Позднее, уже в ходе обучения, Раиса Аронова угнала, сколь ответственны и сложны задачи такого специалиста. Надо было обладать большим и прочным запасом знаний, натренированной зрительной памятью, аналитическим умом, твёрдыми навыками работы с картой, чтобы точно определять курс, быстро обнаруживать тщательно замаскированные цели и безошибочно, с первого захода поражать их. Всё это должно осуществляться в условиях ограниченной видимости и в предельно сжатые сроки.

Учёба поглощала время без остатка. Лишь перед отбоем можно было выкроить минуты для того, чтобы почитать художественную литературу, потолковать о событиях, послать весточку родным и близким. В одном из писем товарищам по институту Аронова взволнованно сообщала:

"Какими словами рассказать вам о том чувстве, которое охватило меня, когда я произнесла торжественные слова присяги ?   С этого момента я стала бойцом Красной Армии. Пройдёт ещё немного времени, и я получу звание штурмана. С великим нетерпением жду я дня, когда поведу свою боевую машину на запад. Беспощадно будем мы бомбить проклятых фашистов, вторгшихся на нашу родную землю.

Майор Раскова сказала нам: "Учитесь упорно, используйте каждую минуту для учёбы - экзамен будете сдавать на поле боя". Товарищи, заверяю вас, что экзамен этот я выдержу с честью".

Крепко держала девушка своё слово. Уже в первом боевом вылете она показала высокое ратное мастерство, решительность, хладнокровие и выдержку. И так было каждый раз, когда небольшой самолёт По-2 поднимался в небо. Вот несколько записей, взятых из архивных документов.

"В ночь на 19 Июля 1942 года Аронова производила бомбометание по скоплению мотомехчастей противника в лесу, у посёлка Нижне - Греческое. Несмотря на сильный заградительный огонь, Аронова отыскала цель, удачно сбросила бомбы. В результате наблюдался сильный взрыв и пожар".

"В ночь на 17 Сентября 1943 года Аронова нанесла удар по мотомехчастям противника в районе станицы Достогаевская. Прямым попаданием и бомб уничтожила машину с боеприпасами".

"4 Декабря 1943 года Аронова при низкой облачности  ( с высоты 170 метров )  сбрасывала в районе Эльтигена для своих войск мешки с продуктами и боеприпасами. В течение ночи произвела 6 вылетов и все отлично".

"В ночь на 11 Мая 1944 года производила бомбометание по аэродрому противника в районе Севастополя. Наблюдались 3 сильных взрыва с густым чёрным дымом".

Всего отважная лётчица за годы Великой Отечественной войны совершила 960 боевых вылетов. Каждый из них - тяжёлое и опасное испытание на прочность всех физических и духовных сил человека. Она сбросила на врага 120 тонн бомб, чем вызвала 183 взрыва и 165 пожаров, уничтожила 2 склада с боеприпасами, 8 автомашин, 3 прожектора, повредила 3 переправы, подавила огонь 4 артеллерийских батарей; разбросала в стане войск противника 500 тысяч листовок.

Враги люто ненавидели советские лёгкие бомбардировщики, наносившие по ним внезапные и сокрушительные удары. Под покровом темноты По-2 приближались к позициям противника и обрушивали свой смертоносный груз. И делали это с ювелирной точностью.

Там, где действовал женский полк ночных бомбардировщиков, противник по ночам не знал покоя. Героинь - лётчиц знал весь фронт. Их знали и ненавидели враги. Они прозвали их "ночными ведьмами".

Пленные немцы неоднократно признавались, что многие из них не могут спокойно спать, ибо едва сомкнут глаза, как им начинают мерещиться "русские ведьмы", от которых нет спасения ни в окопе, ни в траншее, ни в блиндаже. Ведь это факт, что даже штаб Генерала фон Клейста сильно пострадал от снайперских бомб По-2.

Передо мной пожелтевшая от времени страница армейской газеты. Небольшая заметка. Короткий будничный заголовок "Напряжённая работа" с выделенным жирным штрифтом подзаголовком "Рекордное число самолёто - вылетов". В ней рассказывается о том, что подразделение, которым командует Е. Д. Бершанская, постоянно усиливает удары по врагу: "Девиз командира, девиз каждого лётчика, штурмана, техника и оружейника - больше боевых вылетов, работать на полную боевую мощь !"

В одну из ночей подразделение совершило рекордное количество самолето - вылетов. Все экипажи сделали по 5 боевых вылетов. Во вражеском стане, который непрерывно подвергался бомбёжке "ночников", возникло 15 крупных пожаров и много взрывов.

5 боевых вылетов за ночь - рекорд 1943 года. Однако, как показала практика, эта цифра не была пределом. В 1944 году она возросла до 8, а к 1945 году - до 16. Победной весной Гвардейцы обрушивали на врага бомб почти в 3 раза больше, чем в первых боях.

В предгорьях Кавказа и на Украине, в Крыму и Белоруссии, в Польше и Восточной Пруссии - везде, где пролегали маршруты прославленного авиационного полка ночных бомбардировщиков, земля горела под ногами захватчиков.

Слава о Гвардейцах гремела в полках и дивизиях. Пехотинцы, артиллеристы, танкисты, сапёры, связисты знали, что можно действовать уверенно, когда в небе наша авиация, что врагам не укрыться от метких бомбовых ударов. Это общее настроение фронтовиков проникновенно и убедительно выражено в книге Маршала Советского Союза К. К. Рокосссшского "Солдатский долг".

"Мы все, - писал он, - восхищались мужеством и мастерством девушек - лётчиц авиаполка ночных бомбардировщиков, возглавляемого Е. Д. Бершанской. На своих маленьких тихоходных самолётах По-2 они ночью нависали над противником, бомбили колонны и скопления неприятеля. Наш фронт законно гордился крылатыми героинями, доставлявшими врагу немало бед своими лихими ночными налётами".

Наравне с мужчинами - солдатами, сержантами, офицерами сражались женщины - авиаторы. Нелегко давалась им наука побеждать. Противник изощрялся в поисках приёмов борьбы с лёгкими ночными бомбардировщиками. Его зенитчики не жалели снарядов, устраивали многочисленные огневые ловушки. Прожектористы часто меняли приёмы захвата воздушных целей. Немецкие лётчики с охотничьим азартом гонялись за "русс фанер".

Грозная опасность подстерегала девушек в тёмном небе. Вот как рассказала Раиса Аронова об одном из своих боевых вылетов в ночь на 23 Марта 1943 года.

- Нам с Катей Пискаревой была поставлена задача разбомбить в районе станицы Киевской, что западнее Краснодара, перекрёсток дорог, где скопились вражеские войска. На цель вышли точно. Неожиданно вокруг самолёта закипели разрывы, вспыхнул ослепительный свет, засвистели осколки снарядов, оставляя многочисленные пробоины в фюзеляже и крыльях самолёта. В такой ситуации обычно рекомендуется сбрасывать бомбы и быстрым маневром уходить. Однако мы решили во что бы то ни стало до конца выполнить поставленную командиром задачу...

Сквозь заградительный огонь и столбы прожекторов маленький По-2 устремился прямо на цель. Именно в этот момент Раиса Аронова почувствовала острую боль в боку. Огромным усилием воли превозмогая её, штурман точно сбросила все бомбы.

Вернувшись на аэродром, Аронова с трудом вылезла из кабины. Оранжевые круги плыли перед глазами. Сказывалась большая потеря крови. Её срочно отправили в госпиталь, в Ессентуки, из которого она, не долечившись, через 2 месяца вернулась в полк.

- Надо было срочно переучиваться на лётчика, - с улыбкой вспоминает Раиса Ермолаевна.

Небо снова звало её на подвиги. Крылатая душа рвалась на простор, чтобы вместе с однополчанами громить ненавистного врага.

Полёты в багровых от пожаров облаках оттачивали мысль, обостряли чувства, возвышали душу. В промежутках между боями, в короткие часы затишья хотелось петь, слушать музыку, писать стихи, чтобы полнее выразить патриотические настроения, переполнявшие молодые горячие сердца.

Р.Е.Аронова

За послевоенные годы многие однополчанки Ароновой стали учёными и педагогами, врачами и артистами, инженерами и техниками - специалистами высокого класса в самых различных областях науки и культуры. Многое сделано за эти годы и Раисой Ермолаевной Ароновой. Она вместе с Руфиной Гашевой осуществила своё заветное желание и совершила поездку по местам, где сражались Гвардейцы - авиаторы. Тысячи километров от Кавказа до Польши проехал экипаж ветеранов - энтузиастов. Самые яркие впечатления составили потом основу книги Р. Ароновой "Ночные ведьмы".

Как - то раз Аронову пригласили приехать в Саратов. После праздничного вечера 10-классники 93-й школы вместе с Ароновой отправились на берег Волги. Заходящее солнце золотило простор реки. Юноши и девушки притихли, любуясь живописной панорамой. И вдруг кто - то воскликнул:

- Глядите - самолёт !

Да, это был самолёт. Серебристый лайнер стремительно рассекал вечерние облака. Он как бы звал в небо своих новых Икаров, и, словно повинуясь этому зову высоты, десятки молодых, крепких рук взметнулись вверх, приветствуя полёт самолёта.

Лицо Раисы Ермолаевны Ароновой осветилось радостью. Она вспомнила детство, первый самолёт. Счастливые это были минуты !


Возврат

Н а з а д

Информационные партнеры раздела  


Главная |  | Источники | 

        © fightersky.ru