Главная | Источники | 

Ариас Антонио  ( Arias Antonio )


В небе двух войн.

Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

Ариас Антонио (Arias Antonio)

Лётчик - истребитель, испанец. Родился 29 апреля 1915 года. В течение первой половины 1937 года проходил обучение в Советском Союзе - в лётной школе в Кировобаде. После возвращения в Испанию получил назначение в 1-ю истребительную эскадрилью  ( Escuadrilla de Casa ), которая была укомплектована самолётами И-16 и действовала на Арагонском фронте. В конце сентября был направлен в 4-ю эскадрилью, которая базировалась под Мадридом. В начале 1938 года воевал на Теруэльском фронте, а в июне стал уже командиров полка. По некоторым источникам, одержал в Испании 9 побед.

В 1939 году приехал в Советский Союз, к лету 1941 года был лётчиком 1-й эскадрильи 1-й авиационной бригады. Позднее участвовал в обороне Москвы в составе 2-й эскадрильи 283-го ИАП, летал на МиГ-3. Весной 1942 года переведён под Ленинград, где был лётчиком 2-й эскадрильи 964-го ИАП, который позднее получил английские самолёты "Харрикейн".

В 1943 году воевал на Волховском фронте, в июле был назначен командиром эскадрильи. Летом 1944 года, летая уже на самолёте Р-39 "Аэрокобра", участвовал в операции "Багратион", затем - в боевых действиях под Минском. Позже, во время операции в Восточной Пруссии, был направлен в 439-й ИАП, который, как и 964-й ИАП, входил в состав 103-й ИАД. Там выполнял обязанности штурмана полка.

К концу войны общий боевой счёт Антонио Ариаса составил около 25 побед  ( по разным источникам - от 24 до 26 ). По - видимому, сюда входят и победы одержанные в Испании, групповые и неподтверждённые. Автор книги воспоминаний: "В огненном небе".

Награждён орденами: Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени; медалями.

*     *     *

Судьбу военного лётчика Антонио Ариаса можно без преувеличения назвать уникальной. Родился он 29 апреля 1915 года в Мадриде. Работал полиграфистом. Во время гражданской войны с франкистами сражался за свободу родной Испании в составе Республиканских ВВС, в том числе и 4-й Истребительной эскадрильи   ( на самолёте И-16 тип 10 )  под командованием Мануэля Сарауза.

Вскоре Антонио Ариас стал командиром эскадрильи и к концу 1938 года по достоинству считался одним из лучших пилотов республиканской авиации.

Антонио Ариас и его механик Хуан Дурам.

Антонио Ариас и его механик Хуан Дурам.  Испания, 1938 год.

И-16 тип 10 Антонио Ариаса

С 1939 года проживал в Советском Союзе. С июня 1941 года, Антонио Ариас продолжил бои с фашистами в небе Великой Отечественной войны, защищая честь и независимость уже Советского Союза, ставшего для него второй Отчизной. Испания и Россия навеки слились в его сердце: обе были бесконечно дороги, за них он готов был сражаться до последней капли крови.

Не обидела судьба Ариаса и верными друзьями. Первым учителем, наставником и добрым товарищем стал для него известный Советский лётчик Степан Супрун, погибший в неравном бою с 4 немецкими истребителями в июле 1941 года. Большая дружба завязалась и с дважды Героем Советского Союза Сергеем Грицевцом. Эскадрильи, которыми они командовали в Испании, базировались на одном аэродроме и находились рядом. Крылом к крылу друзья ходили в бой.

Антонио Ариас

Но однажды, в неравной воздушной схватке Антонио был ранен и с трудом посадил свой изрешечённый пулями самолёт. Истекающего кровью лётчика доставили в госпиталь. Как обрадовался Ариас, когда на пятый день его "заключения" в палату ввалился улыбающийся Сергей и подарил ему свой лётный шлем, сказав при этом: "Пусть он станет для тебя, дорогой Антонио, памятью о нашем боевом братстве !"

В течение всей своей долгой службы в авиации Антонио Ариас не расставался с бесценным подарком, в нём же поднялся в воздух по боевой тревоге, защищая небо Москвы в районе Наро - Фоминска. Потом воевал и на других фронтах в составе различных истребительных авиационных полков, отличался беззаветной храбростью и мастерством. День Победы он встретил в должности штурмана полка.

К фашистам у него был особый счёт: он сражался за поруганную землю Испании, погибших верных друзей и советских людей. Этот счёт имел реальное воплощение - около 25 вражеских самолётов уничтожил в боях прославленный лётчик.

*     *     *

Список всех известных побед Антонио Ариаса:

ДатаТип сбитого
самолёта
Место одержанной
победы
На чём летал
и в какой части
26.08.1937 г.Не-111  ( в группе )-И-16, 1-я ИЭ
02.09.1937 г.Fiat CR-32-
05.09.1937 г.Н / Д  ( в группе )-
??.09.1937 г.Fiat CR-32-
04.01.1938 г.Ме-109  ( в группе )-И-16, 4-я ИЭ
??.01.1938 г.Fiat CR-32Теруэльский фронт
05.02.1938 г.Ме-109Теруэль  ( Южнее )
19.04.1938 г.Ме-109-
13.04.1938 г.Fiat CR-32-
??.06.1938 г.Do-17  ( в группе )-
06.06.1938 г.Ме-109-
??.07.1938 г.Fiat CR-32  ( в группе )-
13.08.1938 г.Ме-109-
21.08.1938 г.Ме-109-
31.08.1938 г.Ме-109  ( в группе )-
31.12.1938 г.Ме-109  ( в группе )-
26.11.1941 г.Ju-88  ( в группе )-МиГ-3, 283-й ИАП
21.06.1943 г.Н / Д-"Харрикейн", 964-й ИАП

После Великой Отечественной войны Антонио Ариас поселился на белорусской земле в Барановичах - на родине своего боевого друга Сергея Грицевца. Часто встречался с его близкими, а отцу заменил родного сына. Затем переехал в Минск и долгие годы работал на полиграфическом комбинате имени Якуба Колоса. После чего ушёл на заслуженный отдых. Считая главным для себя передачу молодёжи эстафету памяти о героях - интернационалистах - живых и погибших, он вёл большую общественную работу.

Его квартира стала своеобразным музеем. В альбомах и на стендах - десятки фото. А на самом видном месте - групповой снимок пилотов его эскадрильи, сделанный в 1937 году и фото легендарного истребителя И-16. Дружил старый пилот и с ребятами из средней школы № 22 на улице Сергея Грицевца. Каждый приход ветерана в школьный музей, был как бы новым свиданием со своим старым другом...

После развала Советского Союза, Антонио Ариас вернулся на Родину, в Мадрид.

         © fightersky.ru