Главная | Источники | 

HSU

Анискин Александр Дмитриевич

А.Д.Анискин

Родился 24 Ноября 1918 года в городе Екатеринославе  ( Днепропетровск ), в семье рабочего. Окончив неполную среднюю школу, работал токарем на металлургическом заводе. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков им. тов. Мясникова. Был лётчиком - инструктором.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. По Сентябрь 1941 года служил в 92-м ИАП; с Августа 1942 года - в 434-м ИАП  ( 32-м Гвардейском ИАП ). Летал на самолётах ЛаГГ-3, Як-1, Як-7. Сражался на Калининском, а затем Северо - Западном фронте. Отличился в период боёв за Сталинград.

К Февралю 1943 года старший лётчик 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 210-я истребительная авиационная дивизия, 1-й истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт )  Гвардии старший лейтенант А. Д. Анискин совершил 295 боевых вылетов, участвуя в 105 воздушных боях, уничтожил 10 самолётов противника.

20 Февраля 1943 года погиб в воздушном бою.

22 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ); медалями. Занесён в списки молодежной бригады металлургического завода, где работал до войны.

*     *     *

Александр Анискин родился 24 Ноября 1918 года в городе Екатеринославе  ( Днепропетровск ), в семье рабочего. Из воспоминаний его сестры, В. Ческидовой:

"Учился он во 2-й трудовой школе по проспекту Пушкина ( сейчас там размещён госпиталь ). В школе Шура активно занимался в авиамодельном кружке, строил самолёты, а потом на пустыре за городом ( ныне верхняя часть проспекта Кирова ) запускал их. Его на улицах сверстники так и называли - "авиатор", и часто можно было видеть, как ватага мальчишек поднималась вместе с ним вверх к пустырю, а затем всей гурьбой бежала за летящей моделью.

После окончания 7-ми классов, он пошёл работать на Петровку   ( завод имени Петровского ), в механический цех, где в то время работала наша мама. Завод направил Шуру на учёбу в планерную школу без отрыва от производства, которую он успешно закончил и был зачислен в Днепропетровский аэроклуб. Особенно много Шура стал думать о крыльях в ту пору, когда наши лётчики сняли с дрейфующей льдины экипаж ледокола "Челюскин". Помню, как он говорил тогда маме "Видите, что такое самолёт, сколько людей спасли лётчики. А вы говорите, что не надо мне это дело !"

Работая токарем в ремонтно - механическом цехе завода имени Петровского, Саша очень полюбил свою специальность, гордился, что в его цехе начинал свой трудовой и революционный путь большевик - ленинец Г. И. Петровский. В то время в цехе и на заводе трудились ещё ветераны, которые лично знали этого человека, встречались с ним и об этом часто рассказывали заводской молодёжи. Под впечатлением героев революции, большевиков - брянцев  ( Брянский завод - старое название завода имени Петровского )  формировался характер и у Александра.

Вскоре он поступил в Днепропетровский аэроклуб. Без отрыва от производства начал учиться лётному мастерству, изучать устройство самолётов, авианавигацию. Курс обучения в аэроклубе Александр завершил на "отлично". В 1938 году был призван в армию и вместе с несколькими другими выпускниками клуба был направлен в Качинскую школу пилотов, которую окончил в 1940 году".

*     *     *

Вспоминает Подполковник запаса Н. Богданов:

"Начинал я, как и Саша Анискин, с завода имени Г. И. Петровского, с электромеханического цеха, где работал электриком - намотчиком. На заводе ежегодно набирали в аэроклуб парней, окончил лётную школу и я, стал штатным лётчиком - инструктором. Свой первый самостоятельный выпуск сделал в 1937 году. Очень горжусь, что в числе моих учеников были Герои Советского Союза Г. Паршин и А. Анискин.

В те годы на Петровке очень популярен был авиаспорт. Большинство комсомольцев шло в парашютисты и лётчики. Впервые с Сашей Анискиным познакомился в аэроклубе. Парень он был хваткий, быстро всё запоминал, был очень добросовестным, талантливым, можно сказать. За очень короткий срок он стал техником самолёта, причём, самым молодым по возрасту, которому доверяли самостоятельно готовить машину к полёту. Обычно первый вылет утром лётчик - инструктор выполняет с техником, испытывают, проверяют машину в воздухе. Брал я Сашу раз, другой, смотрю - парень интересуется, дал ему попробовать. Когда же приехала комиссия из "Качи" - сдал экзамен на "отлично" !

Мы учились с Сашей вместе, и вместе с В. Сталиным, Т. Фрунзе, С. Микояном, братьями Пархоменко. Саша учился отлично. Затем получили назначение в части. На несколько дней приехали в Днепропетровск. После этого Александр уезжал в Умань, а я возвратился в Качу - инструктором. Встретились мы затем осенью 1941 годла в Рустави, где переучивались на более современные самолёты. У Саши уже был орден Красного Знамени - орденоносцы тогда встречались редко.

С интересом слушал я его рассказ о том, как он сбил несколько самолётов, как его сбивали, как добирался он из - под занятого фашистами Павлограда на стареньком У-2. Нашёл он этот самолёт на аэродроме, отремонтировал   ( вот когда пригодились знания техника ), смог сам перелететь и товарищей вывез.

Уехал Саша на пополнение в один из полков в Кировоград. Больше я его не видел, слышал, что видели его под Ростовом, в небе Сталинграда".

*     *     *

А.Д.Анискин

Свой первый боевой вылет Александр совершил в Июне 1941 года в составе 92-го ИАП 16-й ИАД Юго - Западного фронта в составе группы прикрытия наших бомбардировщиков.

Счёт воздушных побед у Анискина начал быстро расти. Уже в Августе 1941 года он был награждён орденом Красного Знамени за 3 сбитых вражеских самолёта и 40 отлично проведённых штурмовок.

В Августе 1942 года Старший лейтенант Анискин прибыл в 434-й истребительный авиаполк. В составе этого полка воевал под Сталинградом, где лично сбил 1 и в группе - 1 самолёт противника. Был награждён вторым орденом Красного Знамени. Во время боёв на Калининском фронте в Декабре 1942 - Феврале 1943 года Старший лейтенант Анискин лично сбил 4 самолёта противника.

Так, 21 Сентября 1942 года группа из 12 истребителей под командованием Капитана А. И. Якимова встретила 15 бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием 10 истребителей Ме-109. Наши лётчики решительно атаковали противника, и он недосчитался 7 самолётов, которые уничтожили лётчики А. И. Якимов, С. Ф. Долгушин, А. Я. Баклан, А. Д. Анискин и В. И. Гаранин.

К Февралю 1943 года Гвардии cтарший лейтенант А. Д. Анискин совершил 295 успешных боевых вылетов. Проведя 105 воздушных боёв, уничтожил 10 самолётов противника. Был награждён орденами Ленина, Красного Знамени   ( дважды ), медалями.

За героические подвиги в боях с немецко - фашистскими захватчиками Александр Анискин был представлен к высшей степени отличия. Но когда Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 Февраля 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза, его уже не было в живых. За 2 дня до этого знаменательного события, он погиб в неравном воздушном бою, в районе Старой Руссы ( Новгородская область ), доведя число своих побед до 11.

*     *     *

Вспоминает бывший инженер полка Г. Зайченко:

"Лежит передо мной письмо Натальи Кирилловны, мамы Сани Анискина, и фотография, на которой Саня - лейтенант с двумя "кубарями" на петлицах, тёмная гимнастерка. Более 40 лет храню я эту фотографию, обменялись мы с ним фотокарточками в канун Нового 1943 года - служили в одной эскадрильи, и хотя он был лётчик, а я инженер, нас связывала дружба, дружба молодых людей, имеющих что-то взаимно общее.

Вспоминая то время, мне кажется, что этим общим была сыновья любовь к матерям нашим, беспокойство о них, о том, что, находясь на захваченной фашистами нашей земле, они ничего не знают о нас. Жили мы почти всегда вместе с Саней, будь то землянка на полевом аэродроме, либо комната в сельском доме. О нём нельзя говорить равнодушно, просто как о товарище. Он был образцом скромности и честности, душевности и дружелюбия. Дружить с Саней было гордостью для тех, кто был ему другом, я же вдвойне дорожил этой дружбой.

А.Д.Анискин

Никогда не забуду той памятной ночи, накануне последнего его вылета. Днём 19 Февраля 1943 года ему сказали, что доверяют командование авиаэскадрильей, в которой мы служили. В тот же день эскадрилья ушла в бой. Вечером, после ужина, мы, уединившись, обсуждали предложение о повышении Сани, о доверии к его боевому опыту и умению работать с людьми. Саня сомневался, что сможет командовать эскадрильей, говорил, что он ещё молод для этого. Не знаю, вернее уже не помню, какими словами убеждал я его в обратном, и в конце концов мы договорились, что стоит попробовать, ведь звеном-то он уже командует и неплохо.

Деревня Заборовье под Старой Руссой, Калининская область. Погода была Февральской, капризной и неустойчивой. Отсюда с полевого аэродрома, улетел в свой последний бой Саша. Как и все аэродромы тех мест - это взлётно-посадочная   ( довольно узкая )  полоса и стоянки самолётов в лесу, тщательно замаскированные. Не очень глубокие землянки  ( близко грунтовые воды )  "в три наката" на аэродроме - места отдыха личного состава - "буржуйка" - печка-бочка докрасна накалённая, нары и слабый свет от светильника приготовленною из гильзы 20-го калибра самолётной пушки.

Утром 20 Февраля эскадрилья получила задание на взлёт, и в воздух ушла группа самолётов во главе с Сашей. Буквально через несколько минут после взлёта, нам сообщили, что Сане присвоено звание Героя Советского Союза. Все были рады и готовились встретить его как полагалось тогда по неписанным правилам войны, но Саня не вернулся. Возвратившись с задания лётчики не смогли точно указать место, где упал Саня, и все попытки установить место гибели ни к чему не привели. Так потерял я своего боевого товарища и друга..."

*     *     *

Список всех известных побед Старшего лейтенанта А. Д. Анискина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
118.09.1942 г.1  Ju-87ст. КотлубаньИ-16, И-153, Як-1, Як-7.
221.09.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )юж. ст. Котлубань
316.12.1942 г.1  Ме-109р-н Великих Лук
406.01.1943 г.1  Ме-109зап. оз. Дергановское
515.01.1943 г.1  FW-190ст. Чернозём
619.02.1943 г.1  Ju-88Холмы

      Всего сбитых самолётов - 11  [ 5 + 1 ];  боевых вылетов - более 300;  воздушных боёв - более 100.


Возврат

Н а з а д