Главная | Источники | 

HSU

Андрианов Илья Филиппович

И.Ф.Андрианов

Родился 3 Августа 1918 года в селе Канищево, ныне Рязанской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу и фабрично - заводское училище связи в Рязани. Работал на заводе, учился в аэроклубе. В Красной Армии с 1940 года. Окончил Батайскую военную школу лётчиков в 1941 году.

С Ноября 1941 года Младший лейтенант И. Ф. Андрианов в действующей армии. По Июнь 1942 года сражался в 273-м ИАП на Южном фронте; по Ноябрь 1943 года - в 270-м ИАП; по Май 1945 года - в 516-м ИАП  ( 153-м Гвардейском ИАП ).

К Июню 1944 года командир эскадрильи 153-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 12-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт )  Гвардии капитан И. Ф. Андрианов совершил 303 боевых вылета, участвовал в 65 воздушных боях и лично сбил 17 самолётов противника.

19 Августа 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил около 400 боевых вылетов, в 80 воздушных боях сбил 22 самолёта лично и 1 в группе.

После войны продолжил службу в ВВС, был командиром истребительного авиационного полка. С 1955 года Полковник И. Ф. Андрианов - в запасе. Жил и работал в Рязани. Автор книги - "Внимание !   Атакую ведущего !.."  Умер 31 Января 1997 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды; медалями.

*     *     *

- Илюшка, слазь ! - испуганно закричала мать, увидев сына на крыше сарая. - Расшибёшься !   Отца позову...

Когда пришёл отец, Илья слетел с крыши и, прикусив губу, упрямо смотрел в землю.

- Как птица хочешь ? - участливо спросил отец. - А у неё ведь крыло для этого приспособлено. Лёгкое, упругое. А ты распахнул пиджак...

На следующий день Илья сопел на крыльце, мастерил картонного змея. А когда к полудню с неба раздался жалобный писк котёнка, бабушка долго прислушивалась, потом, взглянув вверх, так и осталась стоять с открытым ртом. Опомнившись, перекрестилась и заговорила:

- Господи, пресвятая богородица !  Опусти змея, антихрист: котёнка убьёшь !..

Дальнейшую судьбу парня решил совершивший недалеко от дома вынужденную посадку самолёт. До колик в животе бежал к нему Илья. Увидел в упор серебряную птицу - замер от изумления...

Походы с удочкой на Оку, грибные набеги в Солотчинский бор оставляли свой след в его памяти о счастливом детстве. Но когда оно кончилось, он не заметил...

Летом 1937 года впервые поднялся в воздух на самолёте Рязанского аэроклуба. Было ему тогда без малого 19. А вскоре вошли в его жизнь аккуратно заправленная курсантская койка, аэродром и жаркое Донское небо. Год, два... И вот получены синяя пилотка, реглан и "кубарёк" в петлицы.

Не успел обмундирование как следует примять - началась война. Первые боевые вылеты. Как же здорово они врезались в память !  Трудно было, очень трудно. Наших в воздухе - пара, четвёрка. Их - восемь, двенадцать. Но дрались отчаянно, хотя и опыта было маловато. Когда в полку появились потери, всё сильнее сжимались кулаки. Всё чаще среди лётчиков слышалось: - Ну погодите, гады !.. Даже в ту суровую пору все верили в силу своего народа, в нашу победу.

29 Ноября 1941 года в небе над Ростовом им была одержана первая победа. В воздушном бою с врагами, на полной скорости, в лоб шёл Андрианов на "Хейнкель-111". Короткая очередь по правому мотору - и под крылом рядом со свастикой вырос огненный шар. Когда развернулся и пошёл вдогонку, чтобы добавить, увидел, что вражеский самолёт горел. В наушниках послышались поздравления... Ну а на земле - объятия друзей...

В 1942 году над Донбассом сбили и его. "Мессер" обстрелял машину и в масляный бак угодил. Мотор заглох почти сразу же. Линию фронта перетянул, можно сказать, на нервах. Спланиравал на заснеженное поле. Самолёт ткнулся колесами, пробежал малость, а потом вдруг как повело его влево, на нос... Треск, облако снега и дыма. И тишина... Илья огляделся: ни крыльев, ни мотора ни хвоста. Только щепки кругом, да он на сиденье, ремнями привязанный. Открыл замок, отцепился, вскочил на ноги, ощупываю себя. Вроде, всё цело, для проверки попрыгал: нормально...

Что на восток идти - было ясно и понятно, а вот сколько идти придётся ?.. Стал бортовой паёк собирать. Нашёл кусок - колбасы, галет пару и даже шоколадку. А потом взвалил парашют на плечо и пошёл своих искать.

И.Ф.Андрианов

На 5-й день до части добрался: попутная машина не раз подбрасывала. Он шёл по аэродрому к командному пункту, а на него все смотрели как - то с удивлением. Потом кто - то крикнул: "Илья, ты, что ли ?.."

Он поднял руку, подходя поближе. Бросились навстречу друзья, обступили, стали обнимать, подпрыгивают от радости. А вскоре, снова в бой...

Зимой 1943 года он случайно побывал дома. На фронт перелетали через Рязань. Когда увидел с высоты купол собора н заснеженную Оку, заерзал на сиденье. Произвели посадку, и бегом к командиру полка:

- Товарищ Майор, разрешите к старикам заскочить ?  Я здешний, рязанский...

- Давай до утра. Хватит ?.. - ответил командир полка и легонько улыбнулся.

Домой бежал, не помня себя. Постучал в дверь. Услышал шаги матери. Звякнула задвижка. Открылась дверь - и вот она, седая старушка с жидким пучком волос на голове. Охнула, узнав сыная, повисла на руках, заголосила. В низкой избе Илью облепила вся родня. Кто разглядывал его, кто ордена, кто портупею щупал. Вскоре сварилась картошка. А он раскрыл вещевой мешок и на столе появилась тушёнка, таранька, галеты...

Ох, до чего же короткой оказалась эта зимняя ночь !  Обо всём переговорили всё же, хотя и накоротке. До шоссейной дороги его провожали все родичи. А когда Илья взобрался на попутную полуторку и обернулся, увидел всех сразу, стоявших у дороги. Впереди в тёмно - зелёной шали стояла мать. Она махала рукой. А потом, вскинув её вверх, приподнялась на носки и крикнула вдогонку: "Береги себя, сынок !"

...Всё время, пока он добирался до своих товарищей, а потом летел на фронт, с ним неотступно был наказ матери, запавший в душу на всю, видимо, жизнь. Вспоминались сами собой недавние схватки с врагами, когда жизнь висела на волоске. Особенно ярко представился бой, в котором он уцелел чудом каким - то.

Это было в 1942 году над городом Славянском. Двумя звеньями истребителей сопровождали на цель 9 бомбардировщиков СБ. Они шли на высоте 2000 метров. Три истребителя под командованием Лейтенанта Дроздова держались сзади и выше. Илья с напарником, тоже рязанцем, Николаем Агафоновым шли справа. Благополучно прошли взрытую снарядами линию фронта и вышли на Славянск. Сразу заметили скопление вражестай техники. Ударили по ней тремя бомбами. Зажгли.

Бомбардировщики пошли дальше на запад, в сторону Лозовой. В районе Барвенкова они сбросили последние бомбы и повернули назад. В небе было спокойно.

"Кажется, пронесло, - подумалось тогда. - В такой лютый мороз немцы не летают, отогреваются..."   Но почти в тот же момент в наушниках послышался чей - то беспокойный голос:

- Внимание, группа !   Слева истребители противника.

Илья посмотрел влево. 18 "Мессеров" тремя шестёрками подходили к нашим бомбардировщикам. Да, соотношение не в нашу пользу. СБ, увеличив крен, поспешили домой.

Наша тройка полезла вверх, занимая выгодную позицию для атаки. Немцы с ходу ринулись в бой. Две шестёрки Ме-109 бросились на наших бомбардировщиков, третья шестёрка кинулась на тройку истребителей. Илья с Агафоновым пошли наперерез врагам. Дроздов кинулся на вражеского ведущего, атаковавшего их. И завязался клубок...

И.Ф.Андрианов

Немцы парами беспрерывно стремились приблизиться к бомбардировщикам и атаковать их. Наши лётчики что было силы отбивали атаки. А тут за своим хвостом смотри. То один немец норовит на мушку тебя взять, то другой. Только успевай увёртываться от огненных трасс...

Вот перевернулся вверх колёсами и нырнул вниз самолёт Дроздова. Его, видимо, подбили. И взглянуть, куда сядет наш лётчик, некогда...

Агафонов крутится над строем бомбардировщиков, отбивая атаки с флангов. Илья, экономя боеприпасы, короткими очередями отпугивал немцев сзади. Увидет врага, готового открыть огонь, и идёт на него сверху со стороны. У врага сдают нервы, он наспех стреляет и выходит из атаки.

По спине, под меховым комбинезоном, ручьями лился пот. Хотелось всюду поспеть, но это не удаётся. Вот задымил наш крайний бомбардировщик. Но идёт в строю. Оберегая своего подбитого товарища, СБ плотнее сомкнули строй и уменьшили скорость. Дружным огнём отбиваются от противника наши стрелки - радисты. Наконец немцы отстали.

Подбитый самолёт, тянувший на одном моторе, отстал от строя и пошёл на посадку в поле. Восьмёрка возвращалась на аэродром в строю. Илья кружил над подбитым товарищем и внимательно осматривал пространство. На мгновение отвлёкся, хотел посмотреть, где сел Лейтенант Дроздов. Вдруг услышал - хрясь !.. Мельком взглянул на крылья: на левом - рваные отверстия и конец крыла с полметра отбит снарядом.

Ударивший по нему "Мессер" вышел сзади, из - под хвоста его машины, и пошёл рядом. Илья, опасаясь, что самолёт развалится, сбавил скорость. Из кабины "Мессера" смотрел на него белобрысый немец с наушниками на голове. Он скалился в улыбке и кивал головой, словно спрашивал: "Ну как, рус Иван, настроение ?"   Илья дал в его сторону резкий крен. Немец шарахнулся в сторону. Затем нырнул вниз и стал догонять подбитый бомбардировщик.

"Добьёт, гад", - мелькнула мысль. И такая Илью злость взяла !   Он нажал на всю железку и, забыв о повреждённом крыле, коршуном бросился на врага. Тот успел дать бесприцельную очередь и свечой взмыл вверх. Вот тут - то Илья и настиг его. Поймал в перекрестие прицела и отвесил ему порядочную "оплеуху": всадил почти весь оставшийся боекомплект. "Мессер" вздрогнул как ужаленный, перевернулся, отвесно пошёл вниз и, ударившись о землю, взорвался.

Наш СБ благополучно приземлился в поле. Илья сделал круг над ним. Экипаж забрасывал дымящийся мотор снегом. Лётчик с земли махнул рукой на восток: давай, дескать, домой. Илья в ответ покачал самолётом. Затем сделал круг побольше. У сожжённого села на снегу увидел самолёт Дроздова. Машина лежала на "животе". Илья прошёл на низкой высоте. Человек 5 наших солдат - пехотинцев вытаскивали раненого лётчика из кабины. Один солдат лёг на спину, поднял правую ногу вверх и похлопал по ней. Илья понял, куда ранен Дроздов...

И снова жаркие бои... Человек исключительной выдержки, воли и большой физической силы, Андрианов пользовался в 516-м авиаполку  ( впоследствии - 153-й ГвИАП )  непререкаемым авторитетом. В ходе Курской битвы он был назначен комэском. Ему довелось сражаться над Днепром, освобождать Украину, Молдавию, Польшу.

9 Августа 1943 года лётчики 516-го ИАП Капитан И. Ф. Андрианов и Старший лейтенант И. Ф. Гнездилов, при сопровождении штурмовиков в районе Липцы - Большие Проходы, сбили 2 Ме-109.

Всё длиннее становился ряд звёздочек на фюзеляже его истребителя. Их перевалило за 20, по числу сбитых самолётов противника. Среди его известных побед можно отметить Ме-109, сбитый в Августе 1943 года в районе Липцы - Большие Рохоры; 3 Ме-109, сбитые в Сентябре 1943 года; 2 Ме-109, сбитые 7 Января 1944 года; 2 Ju-87, сбитые 29 Января 1944 года  ( первый в районе Лебедино, второй - Шполы ).

И.Ф.Андрианов у своего 'Яка', 1945 г.

В Июне 1944 года за 17 лично сбитых самолётов противника, Андрианов был представлен к званию Героя Советского Союза. В Августе ему вручили орден Ленина и Золотую Звезду Героя.

Бои продолжались... В 1945 году командир эскадрильи 153-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии Майор И. Ф. Андрианов сражался в Германии и Чехословакии.

К концу войны он совершил около 400 успешных боевых вылетов на И-16, ЛаГГ-3 и "Яках", в 80 воздушных боях сбил 23 самолёта противника.

Дождались и дня победы. Стреляли вверх, поздравляли друг друга, строили планы. Мирная жизнь началась для него с парада Победы на Красной площади в Москве.

Потом разъехались по частям. Надо было оберегать мир, доставшийся такой дорогой ценой. Фронтовики учились сами, учили молодых. На вооружение авиации стали поступать реактивные самолёты. Увеличилась высота полётов, скорость стала казаться сказочной.

После учёбы Андрианов стал командовать авиационным полком. Вначале немного терялся, а потом присмотрелся, и дело пошло... Летели годы. В мощном рокоте реактивных двигателей, в полётах на перехват, в облаках, ночью росло мастерство. Росли классные лётчики. В его полку начинал службу космонавт Владимир Комаров, так ярко воплотивший в себе множество и отвагу фронтовиков в сочетании с высокой теоретической подготовкой и мастерством в управлении новой техникой.

И.Ф.Андрианов

А в 1955 году на медицинской комиссии врачи сказали:

- Хватит парить !

- То есть как хватит ?   Да я сейчас чёрту рога сверну !..

- Видим, знаем, товарищ Подполковник. Но не забудьте о возрасте.

Пришлось расстаться с небом. Вместо шинели - пальто и шляла. Вернулся в родную Рязань. И шагая по городу, заслышав свист самолёта, по привычке вскидывал голову вверх, найдя взглядом стреловидную птицу, вспоминал молодость: беспокойную, неповторимою. Смотря в синее небо и искал там свой след, как будто его можно увидеть...

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора И. Ф. Андрианова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
122.11.1941 г.1  Не-111ст. КойсугЛаГГ-3, Як-1.
230.03.1942 г.1  Ju-88Славянск
306.07.1943 г.1  FW-190Драгунское
408.07.1943 г.1  FW-190Яковлево
503.08.1943 г.1  Ме-109Шопино
609.08.1943 г.1  Ме-109Лукьянцы
710.08.1943 г.1  Ju-88сев. окр. Харьков
823.08.1943 г.1  FW-190Люботин
905.09.1943 г.1  Ме-109Соколовка
1006.09.1943 г.1  Ме-109Кирюхино
1128.09.1943 г.1  Ме-109Бородаевка
1207.10.1943 г.1  Ме-109Мишурин Рог
1328.10.1943 г.1  Ме-109юж. Новая Прага
1429.10.1943 г.1  Ju-87Черняховка
1529.11.1943 г.1  FW-189  ( в группе - 1 / ? )Знаменка
1607.01.1944 г.1  Ме-109сев. Благодатная
171  Ме-109сев. окр. Кировоград
1829.01.1944 г.1  Ju-87юж. Можигорка
191  Ju-87выс. 200  ( р-н Кировограда )
2020.03.1944 г.1  Ju-87сев. Кремень
2130.05.1944 г.1  Ме-109Ноца
2218.01.1945 г.1  FW-190Чарна Весь
2303.03.1945 г.1  FW-190Штайнкирх

      Всего сбитых самолётов - 22 + 1;  боевых вылетов - около 400;  воздушных боёв - около 80.


Возврат

Н а з а д