Главная | Источники | 

HSU

Амелин Алексей Степанович

А.С.Амелин

Алексей Амелин родился 12 Марта 1921 года в деревне Астапово, ныне Луховицкого района Московской области, в семье крестьян. Учился в Московском авиационном техникуме. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Мелитопольскую военную авиационную школу штурманов, а на следующий год - Чугуевскую военную школу лётчиков.

До Ноября 1942 года сержант А. С. Амелин работал там же лётчиком - инструктором. Затем, в составе группы пилотов  ( вместе с Иваном Кожедубом )  был отправлен в запасной авиаполк для переучивания на самолёт Ла-5.

Осенью 1942 года лётчики - инструкторы вошли в состав 240-го авиаполка, однако боевое крещение они получили только в Марте 1943 года, а "университеты" войны проходили уже над Курской Дугой.

О победе Амелина, одержанной 27 Апреля 1943 года, достаточно подробно написал в своих воспоминаниях трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб:

"Получен приказ: срочно перелететь в район Танеевки, севернее Обояни, - ближе к северному фасу Курского выступа. Изучая карту боевых действий, я часто невольно переводил взгляд на родные места. Вот наш областной центр Сумы, вторично захваченный немцами, вот Шостка. Вступить бы там в воздушный бой...

В Танеевку перебазировались вечером, а на восходе солнца я уже вылетел по приказу командира в штаб соседнего авиасоединения.

Одновременно со мной поднялся в воздух и Лёня Амелин. Он прикрывал аэродром в паре со своим комэском - лётчиком Ямановым: барражировать в воздухе нам приходилось непрерывно.

В низинах ещё лежал туман, в воздухе было спокойно. Я благополучно вернулся и застал весь аэродром в волнении. Оказалось, приземлился лётчик Яманов и рассказал, что Амелин атаковал "Юнкерса", погнался за ним и исчез из виду.

Тревога на аэродроме росла. Но вот мы ещё издали заметили самолёт. Он приближался. Сомнений нет - это Лёня !   Техники волновались: ведь они с земли замечали, если с самолётом что - нибудь случалось.

- Да у него с мотором неладно !   И скорость небольшая.

Амелин начал заходить на посадку с убранными шасси.

С КП ему передавали, чтобы он шёл на второй круг и выпустил шасси. Но ответа не было.

Самолёт коснулся земли "брюхом". Мы бросились к месту приземления. Из кабины вылез улыбающийся, хоть и бледный, Амелин.

- Что с тобой случилось ?

- Да гонялся за фрицем. Опытный, матёрый волк мне попался.

Он снял шлем, вытер взмокший лоб. Смотрю на него и глазам не верю.

- Лёня, да ты поседел !

На висках моего сверстника появилась седина. Сколько он пережил, передумал за несколько минут воздушного боя !

Идя на КП докладывать, Лёня рассказывает нам обо всем случившемся.

...В воздухе было спокойно. И вдруг на земле появилась тень от самолёта. Лёня осмотрелся. Чуть в стороне, южнее аэродрома, с курсом на Орёл летел "Юнкерс-88".

Лёня передал но радио ведущему:

- Разведчик !   Атакую !

И, чтобы не упустить "Юнкерс", бросился в атаку. Это произошло так быстро, что ведущий опоздал и потерял Лёню из виду.

Немецкий лётчик начал искусно маневрировать и уклоняться от атак. Стрелок открыл бешеный огонь. Амелин не отступил - зашёл в хвост самолёта.

Противник сбросил бомбы с замедлением, очевидно рассчитывая, что машина Амелина попадёт в зону действия взрывной волны. В самом деле, взрывная волна встряхнула самолёт, отбросила в сторону. Амелин с трудом выровнял машину и ещё напористее стал преследовать врага. Противник пошёл на другую хитрость: направил свой самолёт на ветряную мельницу, очевидно надеясь, что Амелин сгоряча не заметит её и врежется. Но Лёня разгадал новую уловку врага. Он молниеносно рассчитал расстояние, и проскочил в стороне, осыпая "Юнкерс" огненными трассами. Вражеский стрелок замолчал: наверно, был убит.

Немецкий самолёт направился к широкому и глубокому оврагу. Лёня погнался за ним.

Истребитель Ла-5

Истребитель Ла-5.  На такой машине воевал Алексей Амелин весной - летом 1943 года.

Впереди стеной возвышался противоположный край оврага. Казалось, "Юнкерс" вот - вот в него врежется. Но лётчик неожиданно резко вывел самолёт из оврага - пролетел "впритирку" к противоположному краю.

Лёня успел дать по нему ещё очередь. И вдруг услышал треск, приглушённый шумом мотора. Сердце у него сжалось: что - то произошло с машиной. Самолет начал терять скорость. Мотор сильно трясло. Лёня понял: он винтом задел край оврага.

"Юнкерс" исчез из виду. Амелину пришлось возвращаться на аэродром. Обидно было после такого напряжённого поединка упустить врага. Впрочем, Лёня был уверен, что улетит он недалеко и где - нибудь упадёт.

- Я бы ему не дал уйти, да со мной беда случилась. Думал, в овраге себе могилу найду, когда зацепил винтом за край. Пришлось с землёй поцеловаться. Машину жаль...

Он даже не договорил от огорчения. Но техники стали его успокаивать, обещая быстро ввести самолёт в строй.

А.С.Амелин с товарищами. 1943 год.

...А в это время на КП пришло донесение, что "Юнкерс" упал, пролетев 8 километров на бреющем над оврагами. Экипаж взят в плен.

Оказывается, немцы намеревались доставить в район Орла важные документы о взаимодействии немецких авиационных группировок. Попутно они выполняли разведку. Мы горячо поздравляли Амелина с победой".

С конца 1943 года полк действовал на 2-м Украинском фронте, где Амелин командовал 1-й эскадрильей. Участвовал в тяжелейших боях за Днепр.

А.С.Амелин

К Июню 1944 года командир эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка  ( 302-я истребительная авиационная дивизия, 4-й истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт ) Старший лейтенант А. С. Амелин совершил 216 боевых вылетов, провёл 70 воздушных боёв, в которых лично сбил 15 самолётов противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 Октября 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

С Ноября 1944 года сражался в составе 179-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

К концу войны Гвардии капитан Алексей Амелин совершил 298 боевых вылетов. Участвуя в 83 воздушных боях, уничтожил лично 17 вражеских самолётов.

После окончания войны, до 1960 года, Полковник А. С. Амелин продолжал служить в ВВС. Затем, уволившись в запас, жил в Москве. Работал старшим диспетчером Внуковского аэропорта. Умер 24 Декабря 1981 года.

За период службы награждён орденами: Ленина, Красного Знамени   ( четырежды ), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды  ( трижды ); медалями.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана А. С. Амелина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
118.03.1943 г.1  Ju-88зап. МикояновкаЛа-5, Ла-7
228.03.1943 г.1  Ме-109сев. Великий Бурлук
327.04.1943 г.1  Ju-88аэр. Танеевка
409.07.1943 г.1  Ju-87юго - зап. Кочетовка
51  FW-190Солонец
602.10.1943 г.1  Ме-109зап. Бородаевка
71  Ме-109юж. Бородаевка
805.10.1943 г.1  Ме-109Бородаевка
91  Ме-109зап. Мишурин Рог
1016.01.1944 г.1  Ме-109совх. им. Котовского
1130.01.1944 г.1  Hs-129юго - зап. Шпола
1228.04.1944 г.1  Ju-87сев. Яссы
1305.05.1944 г.1  Hs-126Круча
1419.05.1944 г.1  Ме-109сев. аэр. Роман
1522.05.1944 г.1  Ме-109Сабоани
1621.02.1945 г.1  FW-190юж. Парнад
1709.04.1945 г.1  Ме-109Лангжот

       Всего сбитых самолётов - 17 + 0;  боевых вылетов - около 290;   воздушных боёв - 83.


Возврат

Н а з а д