Главная | Источники | 

HSU

Алкидов Владимир Яковлевич

В.Я.Алкидов

Родился 12 Августа 1920 года в селе Алкужи, ныне Моршанского района Тамбовской области, в семье рабочего. Окончив неполную среднюю школу, работал слесарем, учился в аэроклубе. С 1939 года в рядах Красной Армии, год спустя окончил Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков им. тов. Мясникова.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. Сражался в составе 87, 521, 434 и 172-го ИАП.

Командир звена 434-го истребительного авиационного полка   ( 8-я Воздушная армия, Сталинградский фронт )  Лейтенант В. Я. Алкидов совершил 300 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 10 самолётов противника.

12 Августа 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С 1946 года Капитан В. Я. Алкидов - в запасе. Жил в городе Славянск - на - Кубани  ( Краснодарский край ). Умер 27 Ноября 1982 года.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Великую Отечественную войну Лейтенант В. Я. Алкидов встретил в составе 87-го истребительного авиационного полка  ( 16-я смешанная авиационная дивизия,  ВВС 6-й армии, командир Генерал - майор авиации В. И. Шевченко ). В те дни полк, под командованием Майора И. С. Сульдина, имея на вооружении 60 самолётов И-16 разных серий и 4 новеньких МиГ-3, стоял на аэродроме Бунач, в 60 км юго - восточнее Тарнополя.

Примерно в 4 часа 50 минут с восточной части аэродрома показался плохо видимый в лучах восходящего солнца двухмоторный бомбардировщик. На земле сочли, что для проверки готовности полка к действиям по тревоге прилетел на СБ командир соединения. Но это был немецкий Ju-88. На бреющем полёте он атаковал выстроенные в линию самолёты полка, уничтожив 7 машин. При этом погибло 2 находившихся в кабинах лётчика и 5 человек получили ранения.

Спустя несколько минут в воздух было поднято дежурное звено. Старший лейтенант Мельник на И-16 догнал этот "Юнкерс" и с первой же атаки сбил. Затем для прикрытия аэродрома поднялось второе дежурное звено, возглавляемое Лейтенантом В. Я. Алкидовым. Как потом выяснилось, при вражеском налёте Алкидов получил ранение в правое предплечье, но в горячке не почувствовал боли. При взлёте на его истребителе не убрались шасси - оказалось, что и самолёт повреждён осколками бомб. Несмотря на это, раненый лётчик мужественно выполнял боевую задачу и вместе с ведомыми надёжно прикрыл свой аэродром.

В дальнейшем, в составе 521-го истребительного авиационного полка, Владимир Алкидов участвовал в боях за Москву. Летал сначала на ЛаГГ-3, однако уже в ходе боёв полк был перевооружён на новые истребители Як-1. Вскоре после разгрома немецких войск под Москвой, 521-й ИАП под командованием Майора В. Н. Вусса перебазировался на Калининский фронт, под Ржев, где противник сумел закрепиться и длительное время удерживал свои позиции.

В один из солнечных Мартовских дней 1942 года звено советских "Яков" сумело одержать победу в воздухе над 27 немецкими самолётами. Случай этот уникальный, вызвавший в те дни восторженную реакцию не только авиаторов Калининского фронта, но и наших наземных войск. Да и как могло быть иначе !

В тот день, выполнив боевое задание по защите важного объекта, звено Лейтенанта В. Я. Алкидова возвращалось на свой аэродром. Внезапно они увидели большую группу вражеских пикировщиков Ju-87, приближающихся к позициям наших наземных войск. И тройка отважных лётчиков - Владимир Алкидов, Андрей Баклан и Семён Селищев, ринулись на врага. С первой же атаки ими было сбито 3 "Лапотника". Пикировщики моментально развернулись и стали удирать на запад.

В это время подоспели и Ме-109, их было 9 против 3 наших лётчиков. Но друзья не отступили, они вертелись среди "Мессеров" юлой, выжимая из своих "Яков" всё возможное, отбивались отчаяно, дерзко, используя лобовые атаки. В результате Алкидов с Бакланом сбили ещё по одному самолёту и противник, потеряв в этом сражении 5 машин - 3 пикировщика и 2 истребителя, оставил поле битвы...

Истребитель Як-1

Лейтенант Баклан и Младший лейтенант Селищев на последних каплях горючего благополучно возвратились на свой аэродром. Командир звена Алкидов, ввиду утечки топлива через пробоину в баке, приземлился неподалёку от линии фронта, в расположении наших войск. К Владимиру бросились пехотинцы и артиллеристы, наблюдавшие за боем, стали тискать лётчика, поздравляя с победой. В тот же вечер он был в своём полку, где его ждала не менее торжественная встреча... А ещё через несколько дней Командующий Воздушной армией М. В. Громов, в торжественной обстановке, вручил отважным лётчикам ордена Ленина.

Владимиру Алкидову не было тогда и 22 лет, но он быстро приобрёл боевой опыт. Вместе со своим командиром эскадрильи Капитаном Иваном Киевским, Алкидов совершил более 100 боевых вылетов, участвовал в десятках воздушных боёв и сбил несколько вражеских самолётов. Назначенный командиром звена, Владимир сразу показал, какой победы можно достичь, обладая отвагой и боевым лётным мастерством.

В Апреле 1942 года В. Я. Алкидов  ( в составе группы лётчиков )  был направлен в формирующийся особый 434-й истребительный авиационный полк, где и продолжил свою дальнейшую боевую деятельность. Впереди его ждали новые тяжёлые бои.

Летом 1942 года 434-й ИАП воевал на Южном фронте, вместе с наземными войсками отступал из - под Харькова, отчаянно дрался в небе Сталинграда.

13 Июня 1942 года эскадрилья, ведомая командиром 434-го ИАП Героем Советского Союза Майором И. И. Клещёвым, встретив более 20 истребителей противника, вступила в бой, уничтожив 3 "Мессершмитта". Первым сбил вражеский самолёт командир полка, показав подчинённым образец инициативы, мастерства и отваги. Затем поджёг "Мессер" Лейтенант В. Я. Алкидов. Во время атаки он был ранен в правый бок, ногу и лицо, но не вышел из боя, а, проявив высокое самообладание и силу воли, привёл самолёт к ближайшему аэродрому и благополучно приземлился. Третий "Мессершмитт" в этом неравном бою сбил Младший лейтенант Н. Ф. Парфёнов.

В битве за Сталинград Владимир Алкидов проявил чудеса мужества и храбрости. Своими умелыми действиями он неоднократно вызывал восхищение у командования и подчинённых. Он множество раз участвовал в проведении воздушных разведок, штурмовке войск и аэродромов противника. Неоднократно, несмотря на серьёзные повреждения самолёта, возвращался на свой аэродром. В этих боях он совершил 335 боевых вылетов и в 40 воздушных боях сбил 10 самолётов противника.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 3 личные и 7 групповых побед. ]

28 Июля в бою против 14 Ме-109 самолёт Старшего лейтенанта Алкидова был отсечён противником от основной группы и его "Як" был подбит. Раненый лётчик пикированием попытался выйти из боя. Вспыхнули бензобаки. Лётчик с перебитой ногой и рукой выбросился на парашюте. От потери крови, боли при ударе во время приземления он потерял сознание. Когда очнулся, Владимир Алкидов понял, что он попал в плен. Но советские патриоты помогли ему бежать из плена, спрятали, вылечили и в Декабре 1942 года переправили через линию фронта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 Августа 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство, Лейтенанту В. Я. Алкидову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 917 ).

В.Я.Алкидов

13 Августа 1942 года в газете "Правда" была опубликована статья "Герои воздушных боёв на Дону", в которой говорилось: "Славная семья Героев Советского Союза пополнилась новыми 6-ю лётчиками, храбрейшими из храбрейших, отличившимися в боях на Дону". Первой в Указе о присвоении высшей степени отличия значилась фамилия Старшего лейтенанта Алкидова.

Тамбовцы по - праву гордились своим земляком. Трудящиеся Моршанского района к Январю 1943 года собрали 100 000 рублей на постройку самолёта имени Героя Советского Союза В. Я. Алкидова.

После долгих мытарств, лечения и проверок Владимир Алкидов в Мае 1943 года вернулся в свой 32-й Гвардейский авиаполк, где ему была вручена "Золотая Звезда" Героя. Однако у Владимира после ранения неправильно срослась рука, что формально послужило причиной отказа от лётной работы. Вскоре Капитан В. Я. Алкидов был переведён в 172-й ИАП, в котором прослужил почти 1,5 года. В Ноябре 1944 года был откомандирован в распоряжение Управления кадров ВВС Красной Армии.

Вскоре после окончания войны, в 1946 году, Капитан В. Я. Алкидов по состоянию здоровья уволился в запас. Жил в городе Славянск - на - Кубани   ( Краснодарский край ). Скончался 27 Ноября 1982 года.

Владимир Яковлевич Алкидов не забыт на родной тамбовской земле: в Моршанском историко - художественном музее ему посвящён стенд, рассказывающий о славных подвигах лётчика - аса.


Возврат

Н а з а д