Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Агеев Пётр Григорьевич


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

Агеев Пётр Григорьевич

Родился 5 декабря 1913 года в посёлке Шумиха, ныне город Курганой области, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы и местный аэроклуб. С 1940 года в рядах Красной Армии. Окончил Астафьевскую военную авиационную школу пилотов. Служил лётчиком - инструктором, затем командиром звена в Краснодарской авиационной школе.

С 1942 года лейтенант П. Г. Агеев в действующей армии. Служил в частях ПВО. 14 июля 1942 года при отражении налёта авиации противника на город Ростов-на-Дону, командир звена 182-го истребительного авиационного полка   ( 105-я истребительная авиационная дивизия, ПВО территории страны )  старший лейтенант П. Г. Агеев в групповом воздушном бою таранным ударом уничтожил вражеский бомбардировщик "Хейнкель-111".

К началу 1943 года совершил 160 успешных боевых вылетов, в 20 воздушных боях сбил лично 6 и в составе группы - 1 самолёт противника.

14 февраля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны Пётр Григорьевич по состоянию здоровья расстался с авиацией и ушёл в запас. Трагически погиб в 1947 году. Похоронен в Пензе.

Награждён орденом Ленина, медалями. Его именем названа улица в городе Балашове Саратовской области.

*     *     *

Родился 22 ноября  ( 5 декабря )  1913 года в деревне Чирухино, ныне Шумихинского района Курганской области, в семье крестьянина. Детство Пети Агеева прошло в Шумихе в годы Первой мировой войны, тяжелейших революционных потрясений и Гражданской войны, которые пережила наша Родина. Их следствием были голод, разруха и запустение. Но наперекор экономическому бедламу новая власть выдвинула перед народом великую идею - построить в кратчайший срок процветающее общество, где править будут справедливость, разум и труд, а люди будут жить достойно и счастливо. Партией большевиков была начертана программа этой великой стройки, где каждому было место проявить свой талант, приложить свои знания и руки. "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор...", - так говорилось тогда в докладах, так пелось в песнях, так стучало в сердцах и душах людей, а верилось всем, что так оно и будет.

И полуголодный, полураздетый Петька Агеев бегал с радостью в школу, в библиотеку, читал с упоением книжки, старательно учил уроки, конструировал и клеил модели самолётов в кружке авиамоделистов, созданном при пионерской дружине в школе. Тогда все мальчишки мечтали о самолётах и небе, о службе в Красной Армии. Мечта пробуждает в человеке великие, даже ему самому неведомые силы. Петя Агеев успевал везде: перечитал все книжки в библиотеке, каждодневно делал физзарядку, "накачивал" мускулы гирей, чтобы никакая врачебная комиссия не придралась к его здоровью, отлично учился, выполнял все поручения комсомольской организации... И когда в январе 1931 года девятый съезд ВЛКСМ принял решение взять шефство над Военно - Воздушным Флотом страны, Пётр Агеев воспринял это как комсомольское поручение лично ему - и тут же написал заявление с просьбой направить его учиться на военного лётчика. И опять он верил в слова песни: "Все мечты сбываются, товарищ, если только сильно пожелаешь..."

Просьбу его удовлетворили. Но направили не в военную авиацию, а на учёбу в 3-ю объединённую школу пилотов и авиатехников Гражданского Воздушного Флота в город Балашов. Пётр успешно прошёл мандатную и медицинскую комиссии и собеседование, сдал экзамены и был зачислен в курсанты. И как учился !   Всё на "отлично". Сразу после школы стал лётчиком - инструктором: Петру Григорьевичу доверили этот ответственный пост. Через год стал начальником авиаотряда. Теперь у него перенимали опыт уже не только "учлёты", как называли курсантов школы, но и лётчики - инструкторы других школ.

Служебная "лесенка" бралась Петром Григорьевичем Агеевым легко только с виду: он же постоянно работал над теорией пилотирования, личным лётным мастерством, а это требовало каждодневной напряжённой работы, разумного риска, проверки задуманного и рассчитанного на практике, в небе, которое просчётов не прощает.

Как талантливый лётчик и отличный организатор, в 1937 году он был выдвинут на работу в город Тулу, на должность начальника лётной части, а в начале 1940 года переведён на работу в Центральный аэроклуб имени Чкалова в Москве. Такой чести надо было заслужить и добиться исключительным мастерством. А мечта о профессии военного лётчика не оставляла Агеева. И просьбу Петра Григорьевича удовлетворили. Он был направлен на учёбу в Астафьевскую военную школу пилотов. И снова изучение до тонкости лётных и боевых возможностей и достоинств самолёта - истребителя, тонкостей тактики в коллективных и одиночных боях, отработка мастерства управления боевой машиной и поражения целей в воздухе и на земле. Пётр показал здесь прекрасное лётное мастерство и отличное тактическое мышление при ведении боя. Ему хотелось попасть на службу в боевую авиачасть, а назначили снова на должность лётчика - инструктора по истребительной подготовке в Краснодарскую авиашколу. Там он и встретил начало Великой Отечественной войны.

Только в 1942 году после неоднократных просьб и заявлений был зачислен командиром звена в 182-й истребительный авиаполк 105-й истребительной авиадивизии ПВО страны. Много воздушных боёв провёл он в небе войны. Вот строки из наградного листа, копия которого хранится в музее города Балашово:

"14 июля 1942 года, возвращаясь на аэродром после группового боя, происходившего над городом Ростов-на-Дону, Агеев заметил впереди чёрную точку. Это был вражеский бомбардировщик. Сделав разворот, лейтенант Агеев начал атаку, и когда его машина совсем близко подошла к противнику, оказалось, что боекомплект кончился. Лётчик решил пойти на таран. Почуяв недоброе, "Хейнкель-111" стал стремительно уходить. Уходил он, проделывая нужные маневры. Чувствовалось, что вела самолёт тоже опытная рука. Агеев мысленно произвёл расчёт, вывел свой истребитель точно в хвост врагу и, увеличив скорость, винтом самолёта ударил по стабилизатору бомбардировщика. Потеряв управление, машина противника устремилась к земле..."

Немецкий бомбардировщик Не-111

Вот как описывает этот бой очевидец тех событий, один из однополчан, старший сержант Борис Копытин:

"Стояла ясная лётная погода. Технический состав готовил машины к выполнению боевого задания. Вдруг послышался душераздирающий стон вражеских бомбардировщиков. Пётр Агеев первым поднялся в воздух и вступил в бой. За сильным гулом моторов не слышно было пулемётных очередей, но видно было, как он повернул свою машину от первого врага и погнался за другим, а тот, первый, оставляя за собой чёрные клубы дыма и языки пламени, повалился на землю.

Вдруг послышался в воздухе взрыв. Это снова Агеев при лобовой атаке пустил точную очередь в бомбардировщик и тот взорвался на своём бомбовом грузе.

Агеев приготовился к третьей атаке. Вот он уже нагоняет врага, но оказалось, что у него уже кончился боезапас. Тогда он, рискуя жизнью, решил идти на таран. Пристроился в хвост стервятнику, прибавил скорости и треснул его винтом по хвосту. Полетели щепки, и бомбардировщик пошёл вниз. Агеев невридимым посадил свою машину на аэродроме. Вскоре он был представлен к правительственной награде..."

Пётр Агеев внимательно изучал тактику ведения воздушного боя немецкими пилотами. Он, убедив командование, впервые в дивизии стал применять тактику лётчика - "охотника", лётчика, вылетающего на свободный поиск противника, и его атаки с больших высот открывали новые возможности в воздушном бою. В первом же таком вылете "на охоту" Агеев заметил немецкого разведчика Ме-110, фотографировавшего наши позиции, атаковал его с большой высоты и уничтожил.

А вот описание ещё одного эпизода из его боевой деятельности:

"7 сентября 1942 года на подступах к городу Орджоникидзе Агеев встретил 4 Ме-109. Смело вступил с ними в бой. Фашистам удалось окружить и зажать "в клещи" самолёт Агеева. Но лётчик не растерялся. Бросив свой самолёт вниз, а затем вертикальной стрелой вновь выйдя вверх, он метким огнём сразил одного фашиста, остальные рассеялись. Это была 6-я личная победа Агеева. Но гитлеровцы вновь сомкнули кольцо вокруг краснозвёздного "ястребка". Лётчик продолжал драться даже тогда, когда страшная боль пронзила его правую руку. Прошло ещё несколько минут неравного боя. Немцам удалось поджечь советский самолёт. Собрав все силы, работая только одной рукой, Агеев выбросился на парашюте".

Это был последний воздушный бой талантливого лётчика, геройского паренька из Шумихи. Старший лейтенант П. Г. Агеев совершил 160 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 6 и в составе группы - 1 самолёт противника.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 5 личных и 2 групповые победы лётчика. ]

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Агееву Петру Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 809 ).

После тяжелого ранения он долгое время находился в госпитале, потерял правую руку. Старания врачей и моральная, душевная и дружеская поддержка боевых товарищей вернули Петра Агеева в строй защитников Отечества. Он продолжал служить на посту старшего помощника начальника отдела боевой подготовки 1-й Воздушной истребительной армии ПВО страны. Его опыт, талант, тактика воздушных боёв и мастерство наставника помогли многим лётчикам - истребителям обрести науку - Побеждать противника даже в самых невероятных, в смертельных воздушных схватках. При этом, сам Агеев продолжал летать на самолёте По-2. Войну закончил капитаном.

После войны работал в Центральном аэроклубе имени В. П. Чкалова в Москве. Пётр Григорьевич не умел и не хотел жить и служить вполсилы. На 34-м году отгорела его устремлённая к свету и звёздам жизнь: 22 августа 1947 года он был убит бандитами в поезде "Балашов - Москва". Но его человеческая, сыновья любовь к Родине будет светить нам всегда, звать на славные дела и свершения. Его именем названа улица в городе Балашов Саратовской области.

Геннадий Устюжанин.

( Из материалов сборника - "Золотое созвездие Зауралья".  Курган, "Парус", 2000 год. )

*     *     *

Список всех известных побед капитана П. Г. Агеева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
105.06.1942 г.1  Hs-126  ( в паре - 1 / 2 )ТаганрогЛаГГ-3, Як-1, Як-7.
213.07.1942 г.1  Ме-109ст. Синявка
314.07.1942 г.1  Не-111Таганрогская коса
418.07.1942 г.1  Не-111Больше - Крепинская
519.07.1942 г.1  Не-111Таганрог
606.09.1942 г.1  Ме-110  ( в паре - 1 / 2 )Ахчой - Мартан
707.09.1942 г.1  Ме-109Моздок

      Всего сбитых самолётов - 5 + 2;  боевых вылетов - 160.

*     *     *

"Трагически погиб после войны..."

В наградном листе на звание Героя Советского Союза, составленном 8 января 1943 года на старшего лейтенанта Агеева Петра Григорьевича, в графе "Краткое изложение личного боевого подвига или заслуг" командующий истребительной авиацией ПВО территории страны генерал - майор авиации Осипенко написал:

"Старший лейтенант Агеев за время участия в Отечественной войне произвёл 160 боевых вылетов на самолётах: ЛаГГ-3, Як-1 и Як-7, провёл 20 воздушных боёв, лично сбил 6 самолётов противника, проявив при этом исключительное лётное мастерство, героизм и безграничную любовь к Родине.

14 июля 1942 году в групповом воздушном бою, при отражении налёта вражеской авиации на город Ростов-на-Дону, тов. Агеев израсходовал все боеприпасы и методом тарана сбил самолёт противника Хе-111, после чего благополучно произвёл посадку на свой аэродром, незначительно повредив свой самолёт.

Старший лейтенант Агеев в частях дивизии впервые стал применять тактику лётчика - "охотника". При очередном вылете на "охоту" в паре с сержантом Смирновым на высоте 5000 метров выследил разведчик противника Me-110, производивший фотографирование оборонительных рубежей наших войск. Тов. Агеев, искусно построив маневр, с первой атаки уничтожил фашистского стервятника.

7 сентября 1942 года принял воздушный бой один против 4 Ме-109, в результате которого с первой атаки сбил один Ме-109 и успешно атаковал другие, но тяжёлое ранение заставило его выйти из боя.

Своей смелостью, отвагой и героизмом тов. Агеев пользуется среди всего лётного состава заслуженной славой лётчика - героя.

Достоин высшей награды - звания Герой Советского Союза".

А вот что рассказывал об этом бое однополчанин П. Г. Агеева Алексей Кусочкин:

"В последнем воздушном бою с 4 "Мессерами" Петра бросил его ведомый Смирнов. Пётр, успешно атаковав одного из "худых", так мы называли "Мессеров", и сбив его, был взят в клещи двумя другими, ведущими обстрел с двух сторон. Петру оторвало правую руку, она лежала, как он потом рассказывал, на его коленях, а он пытался вылезти из кабины и нащупать кольцо левой. Только на высоте метров в 500 это ему удалось.

За 6 лично сбитых самолётов "Золотая Звезда" Героя вроде бы не полагалась, но полк считал, что один из 6 сбитых бомбардировщиков был снят с неба геройским тараном, а поведение Петра в последнем бою, когда он остался один против 4-х и принял бой, сбил мастерски одного и потом без руки, истекая кровью, не потерял самообладания - разве это не героизм ?

Нас поняли и командир полка, и вышестоящие командиры. А вот Смирнов, на которого глаза наши не глядели, по молодости лет и неопытности сурового наказания не понёс - ни под трибунал не отдали, ни в штрафбат. Перевели его в другой полк. Жив до сих пор...

Пётр, вернувшись из госпиталя в полк, спросил, где его ведомый, хочу ему в глаза посмотреть. Но никто нового места службы сержанта не знал.

Пётр по примеру Маресьева, Сорокина и многих лётчиков, вернувшихся в строй вопреки инвалидности, пытался летать. Вначале на связном По-2, в задней кабине. Получалось. Но на истребителе, как ни тренировался на земле, командир выпустить его не решился. После таких "репетиций" уходил Пётр от друзей далеко на край поля и бросался в траву ничком...

Конечно, каково ему было - прирождённому лётчику ! - понять, что от неба отлучён навсегда. Ведь в 182-м полку молодым лётчикам, как вспоминал комполка Степан Митрофанович Полищук, недавно ещё говорили в рифму: "Учитесь бить врага - как Агеев и как Нога !"   Нога Митрофан Петрович тоже был дважды ранен, но вернулся в строй. Закончил войну командиром авиадивизии, счёт побед довел до 30  ( 3 - в группе ).

У каждого на войне своя судьба... И никто заранее её не знает".

...Герой Советского Союза лётчик Агеев продолжал и после непоправимого увечья служить Родине в 1-й Воздушной истребительной армии ПВО. Сохранилась характеристика с места службы в ней:

"С июля 1943 года капитан П. Г. Агеев после госпиталя исполняет должность старшего помощника начальника отдела боевой подготовки армии. Быстро освоился с порученной работой, проявил себя грамотным, инициативным офицером. К работе относится серьёзно и вдумчиво, дисциплинирован, требователен к себе и подчинённым"...

"А своё обещание - вырастить нас троих Петя выполнил, - рассказывает Раиса Ефимовна, сестра лётчика. - Высылал нам, где бы ни служил перед войной - в Краснодаре, в Туле, потом в Москве, где работал в Центральном аэроклубе имени Чкалова, - и деньги, и посылки с вещами. Нам, девчонкам, всегда красивые платья, туфельки, ленточки. А когда приезжал - у нас дома устраивались большие спевки - друзья у его были поющие. Пел он очень хорошо, и не только народные песни, но арии из опер и оперетт.

Была у него одна славная девушка, когда он учился в Астафьевском военном авиаучилище. Он не спешил жениться, она вышла замуж за другого. Теперь понимаю: мы у него, сироты, и мама на первом месте были. И во время войны была у него большая любовь, но, когда он потерял руку, посчитал: зачем ей, красавице, инвалид ?

Когда началась война, нас с Тамарой, конечно, никто бы на фронт не призвал, но мы обе добровольцами ушли. Тамара - в связь, а я с первого курса института, прибавив себе год, попросилась в войска ПВО. Служила в 100-м отдельном батальоне воздушного наблюдения, оповещения и связи начальником поста. Зенитным огнём мы помогали лётчикам ПВО сбивать фашистские самолёты. И я с гордостью писала об этом брату".

Раиса Ефимовна сохранила архив брата, в котором - письмо от командира эскадрильи Батюка в госпиталь:

"Привет, боевой друг !   Очень жалеем, что не можем тебя навестить лично, обстановка не позволяет. Но, дорогой Петя, мы заверяем, что за твою рану крепко отомстим гитлеровцам. Воспитываем наших молодых на твоих подвигах. Для Родины ты сделал всё, что мог. Себя в бою не жалел, чтобы сберечь Отчизну".

В 1947 году Пётр Григорьевич Агеев сел на поезд "Балашов - Москва", но до места не доехал. Предпринятые родственниками поиски тогда ни к чему не привели... Прошло много лет, пока на станции "Пенза-2" в столе уволенного за нерадивость и "несоответствие" начальника транспортной милиции его преемник обнаружил паспорт на имя Петра Григорьевича Агеева и военный билет с записью: Герой Советского Союза... При опросе старых работников выяснилось, что летом 1947 года тело полураздетого однорукого человека без документов нашли на насыпи на подъезде к станции "Пенза-2". Где похоронили - никто не помнил... Документы тогда нашли в другом месте, передали в милицию.

А вот "Золотой Звезды", конечно, не нашли. Всякий народ тогда ездил в переполненных поездах послевоенных лет, и у каких-то мерзавцев поднялась рука на Героя с "Золотой Звездой", а он не в силах был постоять за себя.

( Из материалов книги Л. Н. Жуковой - "Выбираю таран".   Москва, "Молодая гвардия", 2005 год. )
         © fightersky.ru