Афанасьев Владимир Ильич |
Владимир Афанасьев родился 24 Апреля 1921 года в деревне Никандровка ( ныне не существует ), территория Борисоглебского района Воронежской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. В 1939 году был призван в ряды Красной Армии. Год спустя, окончив Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, был оставлен в ней лётчиком - инструктором. С Января 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. Был младшим лётчиком 630-го истребительного авиационного полка ( Северо - Западный фронт ), в Феврале 1942 года - Мае 1945 года - командиром звена, заместителем командира и командир авиаэскадрильи 253-го ( с Октября 1943 года - 145-го Гвардейского ) истребительного авиационного полка ( Калининский фронт, Западный фронт ПВО и 2-й Прибалтийский фронт ). К 28 Октября 1943 года заместитель командира эскадрильи 145-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 106-я истребительная авиационная дивизия, Западный фронт ПВО ) Гвардии старший лейтенант В. И. Афанасьев совершил 260 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил лично 14 и в составе группы 3 самолёта противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 Марта 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" ( № 3330 ). К концу войны Владимир Афанасьев совершил более 300 успешных боевых вылетов на истребителях ЛаГГ-3 и Ла-5. Согласно данным М. Ю. Быкова, опубликованным в книге "Асы Великой Отечественной", в воздушных боях сбил 16 самолётов ( 11 лично и 5 в группе ). Однако они не стыкуются с информацией из наградного листа, согласно которому уже к 28.10.1943 года он имел на своём счету 17 побед ( 14 лично и 3 в группе ). Ещё 2 победы, согласно данным М. Ю. Быкова, были одержаны весной - летом 1944 года... После окончания войны Владимир Ильич продолжал службу в строевых частях ВВС. С 1946 года Подполковник В. И. Афанасьев - в запасе. В 1947 - 1950 годах был лётчиком транспортного отряда Министерства авиационной промышленности СССР. В 1950 - 1953 годах был лётчиком - испытателем авиационного завода № 1 ( город Куйбышев, ныне Самара ); испытывал серийные реактивные истребители МиГ-15бис, МиГ-15УТИ, МиГ-17 и их модификации. В 1953 - 1955 годах работал лётчиком - испытателем авиазавода № 126 ( город Комсомольск - на - Амуре); испытывал серийные реактивные истребители МиГ-17, МиГ-17Ф и их модификации. В 1955 - 1965 годах был лётчиком - испытателем НИИ-17 ( город Москва ); участвовал в испытаниях различного самолётного оборудования и систем на самолётах. Лётчик - испытатель 2-го класса ( 1956 год ). Награждён орденами Ленина ( 1944 г. ), Красного Знамени ( дважды: Октябрь и Ноябрь 1942 г. ), медалями. Скончался 20 Мая 1979 года. Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище. * * *В 2006 году вышла в свет книга воспоминаний известного лётчика - истребителя, Героя Советского Союза, Яхнова Геннадия Михайловича - "Когда небо в огне" ( Издательство "Образование Рязани" ). Есть в ней любопытные строки, касающиеся В. И. Афанасьева: "Летом 1942 года у наших соседей, в 630-м полку, на аэродроме Андреаполь служил лётчик Афанасьев, который частенько допускал поломки самолёта при посадке. За это он отстранялся от полётов на 10 - 15 суток и дежурил на старте, выкладывая на лётном поле посадочные знаки навстречу ветру при подходе наших самолётов. Но были у Афанасьева и свои преимущества. Он обладал феноменальным зрением и слухом. Это помогало ему безошибочно распознавать летящие самолёты противника с очень большого расстояния и всегда успевать в укрытие на окраине аэродрома. Он бежал по взлётной полосе с возгласом "Летять !", и лётчики тут же садились в кабины, запускали моторы и успевали выйти навстречу немецким бомбардировщикам. Впоследствии Владимир Ильич Афанасьев хорошо летал, мужественно сражался, был отмечен правительственными наградами, а в 1944 году удостоен звания Героя Советского Союза". * * *Список всех известных побед
Капитана В. И. Афанасьева:
|
||||||||||||||
3 | 05.09.1942 г. | 1 Ju-88 | юго - зап. Усвяты | |||||||||||
4 | 06.10.1942 г. | 1 Ju-88 ( в группе - 1 / гр. ) | Пено | |||||||||||
5 | 12.10.1942 г. | 1 Ju-88 | сев. - вост. Пено | |||||||||||
6 | 04.12.1942 г. | 1 Ju-88 ( в паре - 1 / 2 ) | сев. - вост. Оленино | |||||||||||
7 | 26.12.1942 г. | 1 Ju-88 | вост. ст. Мостовая | |||||||||||
8 | 18.01.1943 г. | 1 Ju-88 | сев. - зап. Осташков | |||||||||||
9 | 06.02.1943 г. | 1 Ju-88 | юж. Холм | |||||||||||
10 | 16.04.1943 г. | 1 Ju-88 | вост. Холм | |||||||||||
11 | 22.04.1943 г. | 1 Ju-88 | юго - вост. Сычёвка | |||||||||||
12 | 22.08.1943 г. | 1 FW-190 ( в паре - 1 / 2 ) | вост. оз. Ильмень | |||||||||||
13 | 15.09.1943 г. | 1 Ju-88 ( в группе - 1 / 4 ) | Лычково | |||||||||||
14 | 07.10.1943 г. | 1 Ju-88 | юго - зап. Белый | |||||||||||
15 | 26.03.1944 г. | 1 Ju-88 ( в группе - 1 / 3 ) | Городок | |||||||||||
16 | 28.05.1944 г. | 1 Ju-88 | юго - вост. Дудовичи | |||||||||||
Всего сбитых самолётов - 11 + 5; боевых вылетов - более 300. |
Н а з а д